Меню Услуги и практики Кейсы Запрос
Актуально:
На бесплатном вебинаре 13 декабря 2022 года Ольга Косинова, Руководитель практики Кадрового консалтинга Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», расскажет о том, как корректно организовать воинский учет, какие документы обязательно иметь в компании и к каким проверкам готовиться.
Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Актуально:
Новые федеральные стандарты бухучета предполагают тестирование активов на обесценение. Специалисты практики Инвестиционного консалтинга и оценки предлагают комплексную поддержку по проведению оценки в соответствии с требованиями законодательства.
Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Свяжитесь с нами
Отправьте сообщение и наши менеджеры свяжутся с вами в самое короткое время
Аудиторско-консалтинговая группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
127015, г. Москва, ул. Вятская, д. 70
info@delprof.ru
+7 (495) 740-16-01
Что вы ищете?
Главная Пресс-центр Публикации экспертов
Специальный инвестиционный контракт: юридичес…

Специальный инвестиционный контракт: юридические аспекты действующего механизма

Специальный инвестиционный контракт (СПИК) можно охарактеризовать как государственно-частное партнерство, закрепленное на законодательном уровне, с целью регуляторной поддержки (без предоставления инвестору непосредственно денежных средств) внедрения промышленной продукции, предусматривающее обязательства и ответственность обеих сторон (как инвестора, так и государства) и не допускающее на срок действия заключаемого контракта ухудшения положения инвестора даже при последующем изменении правового регулирования.

СПИК 1.0

Понятие специального инвестиционного контракта (СПИК) раскрывается в ФЗ от 31.12.2014 N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее – «Закон»). В соответствии со ст. 16 Закона:

по специальному инвестиционному контракту одна сторона - инвестор в предусмотренный этим контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а другая сторона - Российская Федерация или субъект Российской Федерации в течение такого срока обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации в момент заключения СПИК.

Данное определение соответствует механизму так называемого СПИК 1.0 (термин используется Минфином России), который применяется только к ст. 16 Закона. В части заключения, изменения и расторжения СПИК 1.0 утверждены Правила заключения СПИК и типовая форма СПИК для отдельных отраслей промышленности (Постановление Правительства РФ от 16.07.2015 N 708 (ред. от 22.03.2022) «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности»).

Также к СПИК применяются положения законодательства об инвестиционной деятельности, если иное не установлено Законом и не противоречит их существу.

СПИК 2.0

С принятием ФЗ от 02.08.2019 N 290-ФЗ (глава 2.1: ст.ст.18.1 – 18.6 Закона) механизм СПИК был переработан и появился его второй вариант, который называют СПИК 2.0. Кроме того, в НК РФ появилась новая глава 3.5 со ст. 25.16 (ФЗ от 02.08.2019 N 269-ФЗ).

Денис Мантуров, Министр Промышленности и Торговли РФ, высказался о нем следующим образом:

Механизм СПИК 2.0 будет способствовать развитию конкуренции в процессе реализации СПИК и привлечению долгосрочных негосударственных инвестиций в проекты, предусматривающие внедрение современных технологий. Усовершенствованный инструмент СПИК будет сфокусирован на разработке и трансфере технологий. Фактически, вектор сместится от решения преимущественно инвестиционных задач в сторону развития и передачи новых технологических компетенций.

СПИК 2.0 применяется для инвестиционных проектов по внедрению или разработке и внедрению современной технологии из утвержденного перечня в целях освоения серийного производства промышленной продукции на основе этой технологии. Для таких СПИК, заключенных после вступления в силу указанного ФЗ от 02.08.2019 N 290-ФЗ, было принято Постановление Правительства РФ от 16.07.2020 N 1048 (ред. от 26.04.2022) «Об утверждении Правил заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов».

По специальному инвестиционному контракту (СПИК 2.0) одна сторона - инвестор в предусмотренный этим контрактом срок обязуется реализовать инвестиционный проект по внедрению или разработке и внедрению технологии, указанной в частях 2, 3 ст. 18.1 Закона, в целях освоения серийного производства промышленной продукции на основе указанной технологии на территории Российской Федерации, и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации, и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (далее - проект), вложив в проект собственные и (или) привлеченные средства, а другая сторона - совместно Российская Федерация, и субъект Российской Федерации, и муниципальное образование в пределах своих полномочий в течение срока действия специального инвестиционного контракта обязуются обеспечивать стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора и применять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные специальным инвестиционным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Таким образом, СПИК 2.0 – это соглашение между инвестором и государством, в котором фиксируются:

  • Обязательства инвестора – реализовать инвестиционный проект по внедрению или разработке и внедрению технологии в целях освоения серийного производства промышленной продукции на основе этой технологии.
  • Обязательства государства (Российской федерации, субъекта РФ, муниципального образования) – обеспечивать стабильность условий ведения хозяйственной деятельности и применять меры стимулирования в сфере промышленности, предусмотренные соглашением.

Сведения о заключении, изменении, расторжении и прекращении действия СПИК вносятся в реестр специальных инвестиционных контрактов. Ранее заключенные СПИК (СПИК 1.0) сохраняют свое действие и также подлежат автоматическому включению в реестр.

Ключевые критерии

СПИК 1.0

СПИК 2.0

Направленность СПИК

Создание либо модернизация и (или) освоение производства промышленной продукции

Освоение серийного производства промышленной продукции на основе современной технологии

Требуемый минимальный объем инвестиций

от 750 млн руб.

без ограничений

Механизм заключения

Заявительный порядок

Конкурсный отбор

Инициатор

Инвестор

Инвестор

РФ

РФ + субъект РФ + МО

Стороны контракта

Федеральный СПИК:

РФ (в лице Минпромторга / Минэнерго) + (субъект РФ) + (МО) + инвестор + (привлеченные лица)

Региональный СПИК:

Субъект РФ + (МО) + инвестор

РФ (в лице Минпромторга / Минэнерго / Минсельхоза) + Субъект РФ + МО + Инвестор

Ограничения в объеме мер господдержки

Меры поддержки применяются до тех пор, пока общая сумма бюджетных расходов и доходов, недополученных государством, не составит 50% капитальных вложений в проект в рамках СПИК

Срок действия

≤ 10 лет

≤ 15 лет (с объемом инвестиций ≤ ₽50 млрд)

≤ 20 лет (с объемом инвестиций > ₽50 млрд)

Отличия СПИК 1.0 и СПИК 2.0

Отличия СПИК 1.0 и СПИК 2.0 наглядно приведены на Интернет-сайте Фонда развития промышленности (ФРП) в разделе, посвященном СПИК. ФРП создан в 2014 году по инициативе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации путём преобразования Федерального государственного автономного учреждения «Российский фонд технологического развития», является экспертной организацией, осуществляющей информационно-аналитическое сопровождение инвесторов, а также проведение входной и комплексной экспертиз инвестиционных проектов для заключения СПИК.

Полезные ресурсы по СПИК 2.0

В соответствии со ст. 6 и ч. 3 ст. 18.1 Закона Правительство РФ утверждает перечень видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения СПИК. Сейчас действует Распоряжение Правительства РФ от 28.11.2020 N 3143-р (ред. от 15.06.2022) «Об утверждении перечня видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов» (далее – «Перечень»), которое на настоящий момент содержит 630 наименований современных технологий.

Таким образом, СПИК 2.0 заключается только в отношении технологий, включенных в Перечень (ч. 3 ст. 18.1, п. 1 ч. 14 ст. 18.3 Закона). Если технология отсутствует, можно обратиться в Минпромторг России для ее включения в Перечень в порядке, предусмотренном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2020 N 319.

Алгоритм заключения СПИК 2.0, требования, условия заключения и иные существенные моменты приведены в Презентации СПИК 2.0 на сайте ФРП в открытом доступе. Также имеет смысл ознакомиться с методическими рекомендациями по порядку заключения СПИК 2.0 (редакция №4 от 02.09.2022). Весь процесс заключения (а также изменения, расторжения и контроля) СПИК осуществляется через ГИСП (Государственная информационная система промышленности). На сайте также можно найти схему порядка заключения СПИК 2.0.

Для заключения СПИК 2.0 инвестор принимает участие в конкурсе. Победителем в конкурсе может быть признан один или несколько участников на основании следующих критериев:

  • Срок внедрения современной технологии, который определяется как период с момента заключения СПИК до момента производства первой партии промышленной продукции на основе этой технологии.
  • Объем промышленной продукции, произведенной в течение срока действия СПИК.
  • Технологический уровень локализации производства промышленной продукции с применением современной технологии.

Преимущества СПИК

Преимущество механизма СПИК заключается в том, что он создает определенный режим для частных инвесторов, который выражается в предоставлении им государством льгот, гарантий, преференций, устанавливает определенные изъятия из закона стимулирующего характера, а взамен инвестор должен совершить определенные действия по осуществлению инвестиционной деятельности. Так, инвестор получает от властей гарантии стабильных условий вложения денег и меры поддержки (налоговые льготы, преференции при аренде земли и пр.).

Обязательства и ответственность для всех сторон СПИК 2.0

Обязательства инвестора

Ответственность инвестора

·         Вложить предусмотренный проектом объем инвестиций

·         Разработать и внедрить / внедрить современную технологию из перечня, утверждаемого Правительством РФ

·         Обеспечить на установленную СПИК дату наличие исключительных прав или права использования РИД по технологии, включенной в перечень, и др.

·         Инвестор несет ответственность за неисполнение обязательств по СПИК в следующих формах: (1) возмещение реального ущерба; (2) уплата штрафа

·         Ответственность инвестора ограничена общей суммой мер стимулирования, предоставленных в рамках СПИК

Обязательства государства

Ответственность государства

·         Применять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности в течение срока действия СПИК

·         Обеспечить стабильность условий ведения бизнеса

·         Государство несет ответственность за непредоставление мер стимулирования в форме возмещения реального ущерба

Меры поддержки инвестора в рамках СПИК 2.0

  • Налоговые льготы:
    • Неухудшение налоговых условий.
    • Возможность снижения до 0% ставки налога на прибыль.
    • Возможность снижения ставок региональных и муниципальных налогов.
  • Субсидиарные меры – особые условия доступа к субсидиарным программам.
  • Ускоренная амортизация – выдача свидетельств, подтверждающих возможность применения ускоренной амортизации (ПП РФ от 22.04.2017 №484 «Об утверждении правил отнесения амортизируемых основных средств к произведенным в соответствии с условиями специального инвестиционного контракта»).
  • Статус «Сделано в России» - ускоренная и упрощенная процедуры получения статуса продукции, произведенной в России (ПП РФ от 17.07.2015 №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» / Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 30.10.2015).
  • Упрощенный доступ к госзаказу – возможность получения статуса единственного поставщика по госзакупкам (ФЗ от 05.04.2013 №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
  • Иные меры:
    • Особые условия аренды земельных участков.
    • Создание объектов инфраструктуры.

С 2020 года участники СПИК являются самостоятельной категорией налогоплательщиков, которым в особом порядке прописаны правила льготирования инвестиционной деятельности. Для целей Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов лицо будет считаться участником СПИК, если соответствует общим либо специальным условиям, которые приведены в ст. 25.16 НК РФ.

Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

Автор материала
Ольга Яцало
Руководитель проектов практики Налогов и права
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты

Вам может быть интересно

Анализ инвестиционного договора для промышленного предприятия: как эксперты Группы помогли компании сохранить льготы
Привлечение инвестиций для модернизации производства

Другие публикации экспертов

Александр Силаков
Партнер практики Налогов и права
С 1 июля по 31 декабря 2022 года действует пилотный проект по уплате налогов в рамках Единого налогового платежа (ЕНП). С 1 января 2023 года этот формат станет обязательным для всех компаний. Что это такое и что означает переход на ЕНП – в статье Александра Силакова, Партнера практики Налогов и права Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ».
Анна Крысина
Заместитель руководителя практики Финансового консалтинга
Новый федеральный стандарт бухучета, регламентирующий учет нематериальных активов, можно применять уже с текущего года. Обязательным же он станет лишь с 2024, однако, как и с предыдущими ФСБУ, в раннем переходе есть свои преимущества. Анна Крысина, Заместитель руководителя практики Финансового консалтинга Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» – о том, что изменит в учете НМА новый стандарт.
Олег Пахомов
Руководитель практики Управленческого консалтинга
Как развивается агропромышленный комплекс в России в 2022 году – в комментарии Олега Пахомова, Руководителя практики Управленческого консалтинга Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», для издания «Агроинвестор».
Запросить предложение
Задать вопрос
Запросить комментарий эксперта