Министерство здравоохранения Российской Федерации и такие федеральные службы, как Роспотребнадзор, Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования являются основными учреждениями в системе здравоохранения России. Иерархичность системы подразумевает подчинение нижнего уровню вышестоящим.
В 2018-2019 международные организации публиковали обзоры системы здравоохранения России, которые содержат всестороннюю оценку состояния системы на тот момент. На основе этих данных, а также собственного анализа текущей ситуации аналитики практики Управленческого консалтинга проанализировали состояние российского здравоохранения до пандемии и успехи во время распространения COVID-19, а также рассмотрела возможные сценарии развития событий в недалеком будущем.
Так, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в мае 2018 года выпустила подробный обзор текущего состояния системы здравоохранения. Специалисты ВОЗ уже тогда отмечали снижение уровня смертности в РФ, в том числе при заболеваниях системы кровообращения, от туберкулеза, а также в результате травм и отравления. Страна также добилась значительных успехов в снижении детской смертности. Сердечно-сосудистые заболевания остаются основной причиной смерти во всем мире, Россия также не является исключением – более половины смертей приходится на ССЗ. Заболеваемость и смертность от туберкулеза снизились на 60% за последние 8 лет, но доля и абсолютное число заболевших ВИЧ вместе с новыми случаями продолжают расти.
Основными общественными приоритетами на данный момент являются борьба с неинфекционными заболеваниями и факторами риска, включая злоупотребление алкоголем, употребление табака, нездоровое питание, отсутствие физической активности, вместе с повышением безопасности дорожного движения.
Проблема снижения общей численности населения была решена в первую очередь за счет сокращения младенческой и материнской смертности. Ряд мер был принят в части поддержки рождаемости, в том числе в области улучшения репродуктивного и материнского здоровья. Примером таких мер является решение Минздрава РФ « О мерах по улучшению репродуктивного здоровья» от 15 октября 2002 года.
Современное состояние системы здравоохранения в России определяется стратегией в соответствии с указом Президента РФ от 6 июня 2019 г. N 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года». Согласно информации, содержащейся в данном документе, Россия продемонстрировала существенные успехи в достижении целей по указанной стратегии: увеличилась продолжительность жизни, а также доступность медицинских услуг для населения. События начала 2020 года стали вызовом для системы здравоохранения и позволили испытать ее эффективность, и Россия достойно справляется с последствиями распространения коронавирусной инфекции (СOVID-19).
Однако, несмотря на достаточно высокую эффективность системы, многие медицинские учреждения сегодня испытывают сложности с реализацией задач в рамках достижения верхнеуровневых целей и обращаются к консультантам за возможной «настройкой» собственного имиджа для повышения конкурентоспособности.
Разработка стратегии для медицинской организации
Эксперты Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», обладая значительным опытом в части реализации проектов для организаций медицинской отрасли, сформулировали базовые правила разработки стратегии для медицинских предприятий. Любая стратегия медицинской компании строится на следующих параметрах:
Услуги и целевая аудитория
-
Распределение клиентов по каналам
-
Портрет целевой аудитории
-
Оценка роста/снижения обращений за медицинской помощью за последние 3 года
-
Наиболее «популярные» услуги
-
Наименее «популярные» услуги
-
Показатели простоя койки VS время ожидания плановой помощи. Распределение показателей по направлениям
-
Причины длинного койко-дня.
-
Осуществляется ли контроль качества/ сбор обратной связи? Работа над ошибками?
Инфраструктура и персонал
-
Распределение коечного фонда по направлениям
-
Наличие всех специалистов и необходимой (взаимосвязанной) диагностики в одном месте
-
Причины текучки кадров, кадровая политика удержания/ подбора, система мотивации, KPI
-
Инновационная составляющая научного центра на базе МОНИКИ
-
Взаимодействие с внешними контрагентами – поставщиками оборудования, медикаментов, материалов и сервисных услуг
Маркетинговая стратегия
-
Целевое положение: видение учреждения через 5 лет
-
В каком виде существует (и существует ли) маркетинговая стратегия учреждения? Осуществляется ли онлайн и оффлайн продвижение?
-
Реализация маркетингового исследования. Конкурентный анализ: способы привлечения клиентов, стоимость услуг, карта движения клиента по «воронке»
-
Взаимодействие со страховыми компаниями/ участие в программах МО на тему долголетия/ здорового образа жизни
-
Приоритетные программы
Несомненно, указанные выше параметры можно проанализировать самостоятельно. Однако для того, чтобы эффективно приспособиться к текущим и будущим изменчивым условиям, при первичной разработке стратегии стоит привлекать профессионалов. Специалисты практики Управленческого консалтинга проведут глубокий анализ текущего положения компании, оценят перспективы развития и обозначат прогнозные показатели, а также разработают перечень конкретных мер для повышения конкурентоспособности и результативности организации.
Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»