Как привлекать в РФ необходимые иностранные кадры? Поедут ли в РФ кадры, из каких стран, на каких условиях? Какие кадры реально к нам могут поехать? Так ли просто их к нам зазвать? Не будет ли это слишком дорого? Насколько в реальности они могут принести пользу России, и какую? В чем минусы такого подхода - интервенции кадров?
В России есть свои профессионалы, но в отдельных секторах экономики сохраняется дефицит высококвалифицированных специалистов, который в ближайшее время невозможно покрыть за счет национальных кадров. По мнению главы ЦБ, наиболее острая ситуация с наймом ВКС наблюдается в секторах машиностроения, химической промышленности и ИТ. Однако эта проблема характерна и для других отраслей (в частности, АПК, этому сектору не хватает 200 тысяч ВКС).
Проблемы с наймом высококвалифицированных кадров и в IT-секторе. Топовый программист в настоящее время получает пять-семь предложений за три дня. По итогам 2022 года средний уровень окладов вырос на 19%, а с января по октябрь 2023-го он увеличился еще на 10-15 %. По данным hh.ru, к концу июня 2023-го в Россию вернулся лишь каждый пятый IT-релокант. То есть за последний год отрасль потеряла около 80 тысяч ВКС. С еще большими проблемами столкнулись представители российской промышленности. Уровень кадрового голода на подобных предприятиях достиг рекордного с 1996 года показателя. В общей сложности 42% руководителей компаний в этом секторе указали на нехватку сотрудников.
Одним из популярных вариантов решения проблемы кадрового дефицита стало массовое привлечение мигрантов.
По мнению специалистов ИМЭМО РАН, в период с 2020-2023 гг. ВКС приезжают в Россию из стран Европы и Азии, чаще всего они трудоустраиваются в сферах производства, науки и IT-технологий. При этом в течение ближайших нескольких лет ждать активного притока ВСК из США, Европы, Китая не стоит, так как на рынке труда этих стран после пандемии, массовых увольнений также большая нехватка ВКС. И заработную плату в данных государствах предлагают мигрантам выше, чем в России. Опыт привлечения ВКС показывает, что их мало интересует возможность проживать в России постоянно. За годы действия программ лишь единицы привезли в РФ семьи, а остальные рассматривают Россию как страну временной работы. По мнению экспертов, трудно ожидать, что новые возможности существенно расширят канал миграции ВКС: возможности «экспорта» квалифицированной рабочей силы с планами переселения в Россию в основных странах-донорах весьма ограничены, а мигранты европейских государств СНГ уже переориентировались на страны вне бывшего СССР.
На сегодняшний день привлекательность России, как страны для постоянного трудоустройства, пока недостаточна. Регулирование миграционных процессов в России должно проводиться в двух направлениях: сокращение эмиграции и увеличение иммиграции ВКС. Среди возможных мер, направленных на качественное совершенствование иммиграции, можно выделить следующие:
Для повышения качественного состава привлекаемых иностранных граждан следует обязывать их сдавать экзамен на знание русского языка и основ российского законодательства через 6 месяцев с момента прибытия на территорию РФ.
Еще одно предложение связано с освобождением получения патента на работу всех иностранных граждан, подходящих под категорию ВКС.
Ряд предложений связан с уменьшением «зарплатных» порогов и упрощением процедуры получения российского гражданства, с сохранением уже имеющегося, для иностранцев-выпускников российских вузов. В частности, для возможности долгосрочного пребывания иностранцев, которые окончили обучение в российских вузах, следует упростить процедуру получения российского гражданства без отказа от уже имеющегося.
Следует сказать об информировании иностранных граждан, относящихся к категории высококвалифицированных кадров. Требует совершенствования система информирования зарубежных высококвалифицированных кадров по примеру немецкого интернет-портала для ВКС. На сегодняшний день имеющиеся информационные интернет-ресурсы для иммигрантов малопривлекательны, что объясняет их невостребованность.
На текущий момент эмиграционный поток, в том числе граждан с высоким уровнем квалификации, превышает иммиграционный поток. Для привлечения высококвалифицированных кадров в Россию требуется пересмотр имеющейся нормативной базы, социально-экономических условий пребывания иммигрантов в России. В процессе совершенствования миграционного законодательства возможно, в частности, обратиться к опыту европейских и азиатских стран, и адаптировать его к российским условиям, что позволит сделать Россию более привлекательной в глазах высококвалифицированных кадров не только в качестве места работы, но и места постоянного жительства.
Более действенным методом борьбы с дефицитом сотрудников высокой квалификации выглядят программы массового переобучения. Согласно оценке аналитиков Агентства трансформации и развития экономики (АТРЭ), для утоления кадрового голода необходимо переобучить 25 миллионов россиян, или почти шестую часть населения.