Минтруд в последнее время плотно озаботился противодействием коррупции, к которому ведомство теперь пытается привлечь организации частного сектора. Согласно рекомендациям чиновников «антикоррупцию» надо включить в каждый трудовой договор с каждым работником, а за основу взять локальный акт, составленный с учетом методички Минтруда «Меры по предупреждению коррупции в организациях». Документ содержит много чего интересного, так что есть смысл подробнее проинформировать и о нем тоже.

Прежде всего, ведомство выразило понимание, что предлагаемые им меры потребуют дополнительных расходов, но советует все же пойти на эту жертву ради преимуществ в долгосрочной перспективе (хорошей репутации и снижения рисков вымогания взяток).

Все начинается с найма лиц или создания подразделений, ответственных за антикоррупционную работу. Крупным фирмам ведомство предлагает создать целый отдел, средним – назначить ответственным за коррупцию имеющееся подразделение (например, службу внутреннего аудита), а малым можно сделать «главным по коррупции» директора. Причем, нанять на «коррупцию» отдельных людей, по мнению Минтруда, лучше, чем придать новые функции имеющимся работникам – во втором случае вопросы коррупции могут отойти на второй план, с чем чиновники смириться не могут.

Далее Минтруд нагнетает обстановку: коррупционные риски могут возникать при реализации практически любого направления деятельности и бизнес-процесса. Поэтому при разработке антикоррупционной политики надо оценивать все сферы, а не только коррпуционно-емкие.

Работников фирмы, по мнению ведомства, надо заставить отчитываться о наличии личных интересов как при приеме на работу, так и потом на регулярной основе (например, ежегодно) и (или) ситуативно. Это позволит снизить риск конфликта интересов в работе, которому Минтруд посвятил весьма обширный раздел своей методички. Кроме того, каждого работника надо «пробить» по различным базам – ЕГРЮЛ/ЕГРИП, ЕГРН и тому подобным. Процесс выявления конфликта интересов можно даже автоматизировать, полагает ведомство.

В положении о конфликте интересов рекомендуется закрепить обязанность работников при принятии решений руководствоваться интересами организации – без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей.

Минтруд также описал «индикаторы коррупции», среди которых, в основном, различного рода ценовые отклонения при заключении сделок.

Как информировать работников об антикоррупционной политике? Рекомендуется предусмотреть специальный раздел сайта организации (при его наличии), располагающийся в одном-двух «кликах» от главной страницы сайта. При его отсутствии или в параллель ведомство предлагает развешивать по всей фирме информационные стенды, посвященные борьбе с коррупцией. Также нельзя сбрасывать со счетов методические материалы (памятки, презентации, пособия, комиксы и тому подобные), а еще работников можно каждый год направлять на обучение.

Кроме того, работникам можно вменить в обязанность мониторить различные источники информации (включая соцсети) с целью выискать признаки коррупционных нарушений со стороны коллег и сообщать руководству о найденном. Причем, по мнению ведомства, ложные доносы при благих намерениях должны быть безнаказанными.

Целый раздел ведомство посвятило внутреннему контролю и ведению бухучета. Минтруд считает, что бухгалтерская документация – это основа для выведения на чистую воду таких «темных делишек», как составление неофициальной отчетности, подделка документов, запись несуществующих расходов, ликвидация или исправление первички и отчетности.

Бухгалтера могут проверять экономическую обоснованность операций в сферах коррупционного риска: обмен деловыми подарками, знаки гостеприимства, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам и в других сферах. При этом такие операции могут рассматриваться в качестве «индикаторов коррупции».

И, конечно, ведомство рекомендует бухгалтерам задумываться о вопросах легализации преступных доходов с учетом антиотмывочного законодательства. Напомним, что закон приписывает соответствующие обязанности «внешним» бухгалтерам (то есть, бухфирмам), а Минтруд, видимо, пытается распространить эти правила и на наемных бухгалтеров.


Комментирует Юлия Сахарова, руководитель проектов Департамента аудита и МСФО АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»:

В последнее время проблемами коррупции все чаще задаются сами собственники и управляющие компаний, потому как негативные действия сотрудников (мошенничество, хищения, подкуп, злоупотребления служебным положением) могут не только привести к недостоверным финансовым данным, но и существенно снизить прибыль компании, что, в свою очередь, неизбежно приведет к потере конкурентных позиций фирмы на рынке. 

Безусловно, усилят ответственность работников предложенные Минтрудом меры, такие как: подписание сотрудниками Положений об антикоррупционной политике (положений о системе внутреннего контроля), внутренних актов антикоррупционных мер, соответствующих разделов в трудовых договорах.  

Однако немногие руководители компаний понимают, что основой контрольной среды и антикоррупционной защиты является организационно-управленческая структура компании, соответствие реально действующей системы тому, что зафиксировано «на бумаге», а также распределение должностных полномочий и ответственности между сотрудниками. Именно проблемы в организационно-управленческой структуре зачастую являются ключевым звеном в появлении конфликта интересов у работников. Нередки случаи, когда менеджер по продажам или закупкам оформлен как бухгалтер, а директор направления - в качестве просто ведущего менеджера.    

Кроме того, многие руководители, экономя на персонале, по штатной структуре сознательно совмещают на одном сотруднике несовместимые обязанности. Например, наделяют и оформляют кадровыми документами менеджера по закупкам обязанностями кладовщика, совмещают обязанности технолога с обязанностями бухгалтера-калькулятора. В такой ситуации антикоррупционные дополнения к трудовым договорам работать на благо компании просто не будут. 

И еще одно важное обстоятельство: чем сложнее организационно-управленческая структура в компании (матричная, дивизионная), тем больших трудозатрат и средств на контроль она требует. Поэтому в компаниях с такими структурами, во избежание коррупционных явлений, необходимо документально возложить повышенную ответственность на руководителей департаментов/дивизионов и создать вне финансовых, бухгалтерских и иных служб отдел внутреннего контроля, подчиненный напрямую высшему органу управления компании.



Источник: Пресс-центр АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», информационный портал «Audit-it»

Автор материала
Юлия Сахарова
Заместитель руководителя практики Финансового консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты