- Продолжат ли США интервенции нефти на рынок после выборов? Если продолжат насколько их приблизительно хватит?
- После вступления эмбарго ЕС против импорта российской нефти, ожидается ли ее дефицит на рынке? Снизится ли влияние интервенций нефти США? Вернутся ли цены на нефть к 100 долларам за баррель?
Продолжат ли США интервенции нефти на рынок после выборов? Если продолжат насколько их приблизительно хватит?
15 миллионов баррелей – это относительно небольшое количество. Для сравнения только в США потребляется порядка 19 миллионов баррелей нефти в день, в ЕС – порядка 13 миллионов баррелей в день. То есть Байден «выбросил» на рынок примерно «дневной паек» нефти в масштабах США.
Это не первая продуктовая интервенция на рынке нефти со стороны США. Так, в ноябре прошлого года на рынок выбрасывалось даже 50 миллионов баррелей, что не привело к сколь-либо существенным ценовым изменениям на рынках. Таким образом, мы наблюдаем сугубо локальную интервенцию, цель которой «задобрить» американский электорат в преддверии намеченных на 8 ноября выборов в сенат. Если в долгосрочном и глобальном масштабе 15 миллионов баррелей нефти это «капля в море», то на горизонте 20 дней в США это может дать 5-6 процентов к, собственно, американской внутренней добыче в день.
Продолжать такие интервенции текущая администрация Белого Дома не сможет. Стратегический резерв и так на минимальных исторических уровнях. Если подобные небольшие интервенции проводить регулярно, то стратегический резерв может закончится за год-полтора, максимум – два.
После вступления эмбарго ЕС против импорта российской нефти, ожидается ли ее дефицит на рынке? Снизится ли влияние интервенций нефти США? Вернутся ли цены на нефть к 100 долларам за баррель?
На самом деле, никакого эмбарго нет. Нефтепровод «Дружба» как работал, так и работает. Есть всякого рода ухищрения со стороны ЕС в отношении танкерных поставок, но это не более чем ухищрения. Основной момент – это введение так называемого «потолка цен» на нефть из России. Но и тут все не так однозначно, как это кажется на первый взгляд. Есть сложный процесс балансирования товарно-денежных отношений, в котором важнейшую роль играют международные и национальные финансово-кредитные институты. И в этом балансировании цены деньги играют важную, но не определяющую роль.
В последние 20 лет мы могли наблюдать разные цены на нефть: было и 20, и чуть ли не 200 долларов за баррель. При этом, к примеру, Россия поставляла на мировые рынки примерно одинаковое количество нефти. Так, на интервале с 2002 по 2021 год экспорт российской нефти колебался в диапазоне 230-260 млн. тонн в год.
Соответственно, и население РФ было более-менее стабильным и потребляло стабильные объемы товаров (от тапочек до сотовых телефонов). Очевидно, что при таких гигантских «американских горках» по ценам на нефть «выручка» России от продажи нефти очень существенно колебалась, в буквальном смысле в разы. Но мировой рынок просто не мог выделить для России больше тапочек, сотовых телефонов или туристических услуг – эти мощности более-менее стабильны.
Таким образом на мировом уровне была построена система, когда излишки денег от продажи того же объема продуктов конкретной страной складывались в разного рода резервы. И так было не только в России, но и во всех иных странах (от Норвегии до Сингапура). Причем, этот процесс не был стихийным, а регулировался международными финансовыми институтами.
Однако, начиная с февраля 2022 года нашу страну последовательно «исключают» из указанных институтов. И вот тут начинаются проблемы. Без физических российских товаров мировая экономика обойтись не сможет, но в условиях, когда по отношению к РФ проводится финансово-экономическая политика по принципу «кошка бросила котят – пусть гуляют как хотят», возникает парадоксальная ситуация, когда России складывать «излишки» денег просто некуда. В этом случае РФ могла бы наращивать объем потребления (тех самых тапочек, телефонов и т.д.), для недопущения подобной «несправедливости» наши западные коллеги и пытаются установить уровень отсечения, который в былые годы мы сами себе устанавливали рамках «бюджетного правила». Получится ли это у них? Скорее-всего, нет: просто нечем заместить российское сырье.
Что касается цен на нефть, то, как показано выше, цены на нефть могут быть какими угодно, физический объем продуктов от этого не меняется. А значит, эти цены могут влиять разве что на бонусы и зарплату конкретных нефтетрейдеров.
Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», Российская газета