Длительное время складывалась практика, когда установленные региональным законодательством пониженные налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих УСН, становились привлекательным способом снижения налоговой нагрузки. Наличие налоговых преференций, несомненно, повысило интерес компаний к схемам налоговой оптимизации через релокацию бизнеса внутри страны. Использование схем фиктивной миграции стало настолько популярным, что создавались компании, предоставляющие такого рода услуги как «безопасный переезд».

С увеличением порогов по УСН в 2025 году миграция в регионы с низкими ставками могла бы стать более распространенной, но, предугадав такую тенденцию, законодатель внес изменения в п. 2 ст. 346.21 Налогового кодекса, предусматривающие введение трехлетнего периода, в течение которого переехавший бизнес обязан будет платить налоги по ставке, действовавшей в прежнем регионе, если в новом регионе прописки условия более выгодные. С одной стороны, эта поправка приводит к неравным налоговым условиям для тех, кто реально перевел свой бизнес в льготный регион, а с другой — легко решается путем регистрации новых юрлиц/ИП и перевода бизнеса на них.

Стандартная налоговая ставка на УСН, установленная федеральным законодательством, составляет 6 %, если объект налогообложения — доходы, и 15 % при обложении доходов, уменьшенных на величину расходов. С 2025 года применяются только такие ставки.

По результатам 2024 года индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами 25 апреля в ИНФС сданы налоговые декларации по единому налогу. Стандартный срок камеральной проверки по УСН составляет 3 месяца, соответственно, в настоящий момент в самом разгаре проверка деклараций, в том числе на предмет обоснованности применения пониженных ставок по критериям, определенным региональным законодательствам.

Необходимо отметить, что регионы определяют условия применения пониженных ставок самостоятельно. Например, по Закону Удмуртской Республики от 29.11.2017 № 66-РЗ «Об установлении налоговых ставок налогоплательщикам при применении упрощенной системы налогообложения» основанием для применения указанных положений является факт регистрации индивидуального предпринимателя впервые на территории Удмуртской Республики в 2023–2027 г. в связи с изменением места жительства.

При этом в содержании данного закона местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Пониженные ставки, в частности, действуют в Калмыкии, Чечне, Ингушетии, Курганской области, Удмуртии, Мордовии, Тюмени. И в большинстве указанных регионов возможно применение минимально допустимых ставок (1 и 5 %) для определенных категорий бизнеса.

Поступления от налогообложения предпринимателей на УСН на 100 % зачисляются в региональные бюджеты. Для многих регионов этот налог — весомая статья доходов, однако массовость налоговой миграции привела к необходимости выявления налоговыми органами фиктивности перемещения и применения ст. 54.1 НК РФ.

Если раньше мы отмечали единичную судебную практику по спорам, связанным с выявлением схемы фиктивной миграции, например Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24 мая 2022 г. по делу № А83-14979/2021, в котором указывается на совершение действий по фиктивной регистрации для получения налоговых преференций и извлечения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, то в настоящий момент налоговыми органами льготных регионов массово выявляются факты фиктивного переезда, что несомненно повлечет увеличение числа споров ввиду достаточно высоких сумм доначислений, в том числе отвечающих критерию привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов (наступает с недоимки в 2,7 млн руб. за последние три года).

На сегодняшний день сотрудникам ФНС направляются требования о предоставлении пояснений, связанных с фактическим пребыванием на территории льготного региона. Как правило, в требовании уже содержится вывод о том, что в ходе камеральной проверки установлены факты, свидетельствующие о незаконном применении пониженной ставки, и предложение о направлении уточненной налоговой декларации. Основными факторами, влияющими на такие выводы, становятся подтверждения физического отсутствия предпринимателя на территории региона.

Имея обширные возможности в установлении цифрового следа, налоговый орган легко определяет отсутствие расчетов на территории региона (покупки продуктов, оплаты бензина, телефонной связи, коммунальных услуг, приобретения билетов, оплаты платных трасс, выложенных в соцсетях фото с локацией, свидетельствующих о реальном приезде предпринимателя), а также ведения коммерческой деятельности (работы с поставщиками региона, покупателями, оказания услуг на территории региона, связанных с ведением бизнеса, таких как клининг, бухгалтерские услуги, реклама, аренда офиса и т. д.).

Для установления факта получения необоснованной налоговой выгоды проверяется место жительства и регистрация. Поэтому, приобретая услугу «переезда» путем регистрации в жилом помещении, где также массово имеют прописку предприниматели из разных регионов или незначительную долю в недвижимости (1/40, 1/58, 1/10), и фактически не проживая в данном помещении, предприниматель рискует получить доначисления по общей ставке единого налога в достаточно ощутимом размере.

Вот некоторые из признаков, которые учитываются налоговым органом:

  • отсутствие освещения, электро- и газоснабжения (оборваны или не подведены к дому линии электропередачи), отсутствие отопительных приборов (радиаторов, газовых котлов), при печном отоплении — отсутствие самой печи, заготовок, запасов угля, дров на придомовой территории;
  • отсутствие расчетов с энергоснабжающими и газоснабжающими организациями по новому месту регистрации;
  • неполучение почтовой корреспонденции по адресу регистрации (проживания);
  • непригодность самого дома для проживания — находится в ветхом, аварийном состоянии (оконные и дверные проемы без остекления и дверей, нет потолков, полов, развалившийся сруб);
  • отсутствие признаков пребывания людей на придомовой территории — летом заросший травой двор, зимой не убран снег, нет тропинок, дорог к дому, нет хозяйственных построек, которые необходимы для использования при проживании (например, туалета, бани, навесов для дров и т. п.), или они разрушены;
  • прописка в одном небольшом доме (или долевая собственность) большого количества граждан из разных регионов РФ — при этом они не имеют родственных отношений и фактически (физически) не могут проживать в маленьком помещении совместно.

«Переехавшие» имеют собственность (квартиры, дома) в регионе по прежнему месту жительства, несут соответствующие коммунальные расходы в том регионе, дети посещают детские сады, супруга официально трудоустроена по действительному месту проживания, в соцсетях регулярно публикуются фотографии с локацией фактического пребывания, сотрудники и контрагенты тоже находятся по реальному месту проживания. Данные факты подтверждают, что предприниматель находится по прежнему месту регистрации без намерения пребывать, проживать по новому адресу регистрации, а «переезд» оформлен для получения налоговых преференций, установленных региональным законодательством по новому адресу регистрации.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 7 февраля 2025 года по делу № А05-11761/2024 индивидуальному предпринимателю отказано в признании решения налогового органа незаконным и признано обоснованным доначисление единого налога по УСН в сумме 8 918 тыс. руб., а также штрафа по ст. 122 НК РФ в связи с тем, что формальная регистрация на территории Ненецкого автономного округа позволила заявителю по осуществляемому виду деятельности применять дифференцированную налоговую ставку муниципального образования Ненецкого автономного округа в размере 1 % вместо 4 %, установленных на территории Архангельска, тогда как фактическая предпринимательская деятельность и проживание предпринимателя остались прежними — на территории Архангельска.

При проведении мероприятий налогового контроля в отношении двух организаций, мигрировавших на территорию Республики Алтай, установлена агрессивная схема ухода от налогообложения, в том числе с использованием преференций, предоставленных резидентам особой экономической зоны в одном из регионов. На момент регистрации в УФНС России по Республике Алтай организации-мигранты фактически деятельность не осуществляли, налоговая и бухгалтерская отчетность представлялась с минимальными показателями.

По результатам выездных налоговых проверок, проведенных в отношении организаций-мигрантов, осуществивших ложную миграцию на территорию Республики Алтай, дополнительно начислено налогов и штрафа в сумме более 130 млн руб. В отношении указанных организаций возбуждены уголовные дела по ч. 2 ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации.

С целью недопущения фактов фиктивной миграции в УФНС России по Республике Алтай организована комиссия по мониторингу компаний-мигрантов, представивших заявление о смене адреса на подведомственную территорию, для противодействия необоснованному использованию льгот для резидентов особой экономической зоны. Предполагается, что такие комиссии в скором времени будут организованы и на территории других льготных регионов.

* При подготовке статьи использованы материалы с сайта www.nalog.gov.ru.

Эксперты ГК "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ" готовы оказать помощь по любым вопросам
Отправьте заявку на бесплатную консультацию. Наши специалисты свяжутся с вами.
Автор материала
Лилия Бондарь
Эксперт департамента финансового консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты