Насколько негативно это отразится на объеме продаж и на конечной цене продукции?
Решение повысить тарифы РЖД на железнодорожные перевозки грузов объясняется стремлением компенсировать инфляционные потери. Однако в условиях санкций такое повышение тарифов едва ли может считаться полностью оправданным. Доходы РЖД за первые 5 месяцев 2022 года увеличились на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причиной положительной динамики стало то, что объем внутренних перевозок грузов РЖД вырос на 3,4%, транзитных – на 8,2%, а контейнерные перевозки по импорту увеличились на 16%.
Возникшие логистические проблемы нарушили множество цепочек поставок, и сокращение объемов международных транспортировок грузов морским и автомобильным транспортом существенно повысило роль РЖД в обеспечении грузоперевозок. Компании, утратившие из-за санкций традиционные для них рынки экспорта в «недружественные» страны, вынуждены переориентировать поставки на внутренний рынок или на рынки «дружественных» стран, что увеличивает транспортное плечо и повышает расходы на железнодорожные перевозки. Для многих предприятий, в том числе компаний агропромышленного комплекса, повышение ж/д тарифов ставит под вопрос их выживание.
Агропроизводители Дальнего Востока ежегодно поставляли в Южную Корею и Японию более 120 тыс. тонн кукурузы. Введенный в качестве антисанкционной меры прямой запрет на экспорт кукурузы сформировал излишки запасов и может лишить дальневосточных аграриев более чем 25 млн долл. экспортной выручки. А принятое решение об увеличении тарифов на железнодорожные перевозки только усугубит ситуацию. Даже в условиях государственного субсидирования железнодорожных перевозок сельхозпродукции, транспортировка кукурузы из Дальнего Востока в западные регионы России станет невыгодной. И растениеводы, которые не сократили ее посевы, будут терпеть убытки.
Кроме того, аграрии Сибири и Дальнего Востока также нуждаются в доставках техники, запасных частей, удобрений из других регионов России, а государственного субсидирования железнодорожных перевозок в этих случаях уже нет. И рост ж/д тарифов приведет к очередному росту себестоимости производства сельскохозяйственной продукции, который в текущем году уже составил более 20%.
Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», портал АГРО XXI