- В чем смысл данной поправки в Бюджетный кодекс? Что даст эта поправка России на международном финансовом рынке?
- Почему Россия решилась в данный момент прибегать к механизму конвертации долей участия, чтобы защитить МФО от санкционных рисков? В чем выгода для нашей страны от такого решения?
- Зачем Россия стремится снизить свою долю в ряде МФО? «Автоматическое распространение санкционных ограничений на МФО» - в чем оно заключается?
- Что значит «возможность обратной конвертации по инициативе правительства обязательств в доли участия на условиях, не ухудшающих первоначальные»? В чем ее смысл?
- Каким МФО «прямое» участие России может принести в условиях санкций существенный вред?
- Могут ли быть негативные последствия для РФ от использования данного механизма?
В чем смысл данной поправки в Бюджетный кодекс? Что даст эта поправка России на международном финансовом рынке?
Поправка в Бюджетный кодекс может быть рассмотрена уже на следующей неделе, она наделяет Минфин правом принимать решения о необходимости конвертировать доли России в МФО в финансовые обязательства с возможностью обратной расконвертации на условиях не хуже тех, что были, если с МФО такое соглашение будет достигнуто.
Эта поправка позволит временно сократить долю участия России в важнейших для содействия международному экономическому развитию МФО, чтобы избежать влияния на них антироссийских санкций. Данная мера является альтернативой выходу России из МФО. Во-первых, чтобы минимизировать риски выхода других стран из МФО, в которых присутствует Россия. Во-вторых, конвертация доли в обязательства может быть применена в случае, когда доля России в международных банках достигнет отметки, при которой санкции будут распространяться «автоматически». В-третьих, мера является временной, при заключении соглашения о конвертации доли в обязательства предусматривается возможность обратного процесса.
Почему Россия решилась в данный момент прибегать к механизму конвертации долей участия, чтобы защитить МФО от санкционных рисков? В чем выгода для нашей страны от такого решения?
Санкционное давление, оказываемое западными странами на Россию с целью сократить ее влияние на мировую экономику и финансовую систему, продолжается уже длительное время и из года в год только нарастает. Еще в 2014 году ЕБРР, Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк приостановили финансирование инвестпроектов в России.
В последние месяцы чиновниками США и Евросоюза активно обсуждается вопрос о приостановке права участия России в голосовании, о закрытии доступа к SDR – валюте МВФ и даже о полном ее исключении из МВФ, что является вовсе беспрецедентной мерой. Исключить Россию из G20 и МВФ также призывала Канада. В этой связи в октябре текущего года США приняли закон, запрещающий Минфину конвертировать в доллары SDR, принадлежащие России и Беларуси, и призвали присоединиться к этим мерам и другие страны. А в декабре был подписан оборонный бюджет США, который содержит предписание добиваться исключения России из международных организаций.
Несколько дней назад фракция КПРФ внесла в Госдуму на обсуждение законопроект о выходе России из МВФ, однако Минфин считает, что для России важно сохранить свое участие в международных финансовых институтах, пусть даже временно сократив возможность влияния на их деятельность.
Зачем Россия стремится снизить свою долю в ряде МФО? «Автоматическое распространение санкционных ограничений на МФО» - в чем оно заключается?
Россия является членом множества МФО, среди которых МФК, МБРР, МВФ, ЕБРР, МИБ, МБЭС, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и др. Доля в каждой из них и степень участия в управлении весьма разнятся, и в большинстве крупных МФО она весьма незначительна.
Но, например, в Международном инвестиционном банке на долю России приходится 47% уставного капитала организации. И если Чехия, Словакия, Болгария и Румыния в следующем году выйдут из состава членов, о чем они официально заявили, то доля России в этом банке превысит установленную «правилом 50%» границу, и банк попадет под санкции.
«Правило 50%» автоматически включает банк или другую организацию в санкционный список, если владельцы 50% и более капитала находятся под санкциями.
Что значит «возможность обратной конвертации по инициативе правительства обязательств в доли участия на условиях, не ухудшающих первоначальные»? В чем ее смысл?
Доля России в МФО имеет денежное выражение, и ее часть может быть конвертирована, например, из акций в облигации или другие обязательства. Обратная конвертация этих обязательств в доли будет обязательно предусматриваться при заключении соглашений с МФО и может быть осуществлена в нескольких случаях: например, при пересмотре долей после вступления в МФО новых стран-участников или же в случае исключения конкретной МФО из санкционного списка, а также при отмене санкций против России.
Каким МФО «прямое» участие России может принести в условиях санкций существенный вред?
В ЕБРР России принадлежит доля в 4,1%, в МБРР – всего 2,85%, в МВФ – 2,71%, в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций – 6%. Но есть международные финансовые институты, где России принадлежит существенная доля участия: в Евразийском банке развития – 65%, в Новом банке развития, созданном БРИКС – 65,97%.
Могут ли быть негативные последствия для РФ от использования данного механизма?
Альтернативой предлагаемой Минфином РФ конвертации может стать выход отдельных стран из МФО, где России принадлежит существенная доля участия в капитале.
Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», газета «Известия»