Насколько остры заявленные проблемы?
Необходимо различать группы товаров премиум- и эконом-сегментов, так как влияние на эти сегменты указанные тенденции имеют совершенно разное. Так, значительная наценка существует в премиальном сегменте, некоторые виды продукции покупатели приобретают по цене, иногда в 2 раза превышающей цену производителя.Здесь также важно отметить, что согласно опросу представителей молотрасли, набирает обороты тенденция по СТМ в федеральных сетях, где качественных производителей вытесняют производители с фальсификаторами и значительно большими объемами. При этом стоимость продукции под собственной торговой маркой, в том числе и молочных товаров, может кратно отличаться от расценок отраслевых производителей.
Что касается вопроса маркировки молочных товаров, пока она несильно повлияла на цены, однако все же для отрасли, особенно для небольших предприятий, это может стать серьезным препятствием для развития – внедрение системы требует временных и финансовых затрат, которые небольшие фирмы позволить себе не могут, даже несмотря на компенсации и льготы со стороны государства: Минсельхоз обещал производителям частичное возмещение прямых затрат и льготное кредитование.
На текущий момент, по данным Росстата, стоимость сливочного масла увеличились на 0,07% на второй неделе августа по сравнению с неделей ранее, жирный творог — на 0,02%. Некоторые товары, напротив, подешевели, например, сухие детские молочные смеси — на 0,19%, сметана — на 0,03%, стерилизованное цельное молоко — на 0,2%. Сычужные мягкие и твердые сыры, на которые с 1 июня введена маркировка, по сравнению с июлем выросли в цене только на 0,02%. Сыры с начала года подорожали менее чем на 2%, больший рост демонстрирует стерилизованное молоко (на 2,2%), маркировка на которое не распространяется. Есть основания предполагать дальнейший рост стоимости молока.
Как это сегодня затрагивает рядовых потребителей?
Рядовые потребители могут столкнуться в будущем не с проблемой повышения цен, а с проблемой выбора. Формирование и производство продукции под СТМ зачастую осуществляется не самыми дорогими производителям, снижение себестоимости производства неизбежно сказывается на качестве конечного продукта. По цене конкурировать с таким товаром у качественных молокопроизводителей возможности нет, разве что работать в убыток.Здесь стоит сказать о повышении себестоимости производства сырого молока, которое началось еще в прошлом году и продолжается в текущем. Эту тенденцию можно связать с увеличением цен на комбикорма и ГСМ, а также повышением стоимости импортного оборудования, которое используется на многих отечественных заводах. Учитывая динамику, стоит ожидать роста стоимости молока, как минимум, на 5-7%.
Торговые сети же сейчас находятся под пристальным вниманием ФАС, под особый контроль попадают наценки на 24 базовых товара, включая и молоко. Летом многие ритейлеры подверглись внеплановым проверкам в ответ на жалобы потребителей на рост цен. Так что серьезных ценовых скачков не предвидится.
Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», газета «Известия»