Какими будут итоги 2022 года для ритейла, и какие факторы оказали наиболее существенное влияние на отрасль?
Совокупный оборот розничной торговли в России по итогам 2022 года может снизиться более чем на 6% по сравнению с прошлым годом, но тем не менее в сетевом ритейле динамика будет весьма неоднозначной.
Наибольший рост будет сосредоточен в онлайн-сегменте, за первые 9 месяцев текущего года онлайн-продажи выросли на 43% до 3,5 трлн руб., а по итогам года могут превысить 5 трлн руб. Столь высокие темпы роста в значительной мере объясняются эффектом «низкой базы»
Лучше рынка себя будет чувствовать продуктовый ритейл, который может по итогам года вырасти на 9-9,5%, что связано с инфляционным ростом цен. Тем не менее темпы прироста выручки не покроют потерь от инфляции, поэтому в натуральном выражении продажи сократятся.
В непродовольственном ритейле преобладает отрицательная динамика. По итогам года продажи одежды и обуви могут сократиться более чем на 35%, бытовой техники и электроники – почти на 30%.
Детский ритейл переживает те же сложности, что и другие – уходят западные бренды Reima, Lego, Mothercare и пр., на их смену приходят российские и турецкие производители. Усиливающаяся конкуренция с онлайн-ритейлом привела к закрытию более 500 магазинов для детей по всей стране. Тем не менее детский ритейл чувствует себя несколько лучше продавцов одежды для взрослых, так как родители часто предпочитают не экономить на детских покупках, поэтому падение объемов продаж по итогам года не должно превысить 15%.
Какие проблемы и перспективы ожидают российскую розницу в следующем году?
Действие санкций будет продолжаться не один год, и российским покупателям придется экономить на покупках не только в этом году, но и в следующем. В 2023 году темпы падения объемов продаж в ритейле несомненно будут гораздо ниже, но тем не менее динамика будет отрицательной.
Дефицита товаров на полках сетевых магазинов, несмотря на возможное усиление антироссийских санкций, наблюдаться не будет, но доля российских товаров будет несомненно увеличиваться.
Планируемая отмена НДС на товары детского ассортимента может способствовать импортозамещению и тому, что в сегменте детского ритейла доля отечественных товаров может достичь 40% и более.
Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», Газета.ру