Развитие железнодорожной инфраструктуры в условиях санкций

К концу 2022 года, согласно прогнозам Минэкономразвития, ожидается уменьшение объема железнодорожных погрузок на 7%. Стоит отметить, что РЖД обещает не допустить падение больше, чем на 5%. Но даже при таком сдерживании падения доходы монополии снизятся на 200 млрд рублей. В период обостренной геополитической ситуации и необходимости резкого переориентирования на восток, для которого необходимо создание новой железнодорожной инфраструктуры, дефицит вырученных средств может замедлить и отложить создание новых пограничных пунктов и железнодорожных путей, а поиск подрядчиков и инвесторов также остается проблемой. Тем не менее на настоящий момент запланирован ряд важных инфраструктурных проектов в области строительства железнодорожной инфраструктуры:

  • Расширение БАМа и Транссиба
  • Строительство Северного широтного хода на полуострове Ямал
  • Строительство Московских центральных диаметров

Финансирование проектов предусмотрено из средств ФНБ и частично – собственных средств РЖД и бюджета Москвы.

Производство комплектующих и импортозамещение

«Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ) опубликовало информацию по производству комплектующих, необходимых для развития железнодорожной инфраструктуры. По их данным, за январь-июль 2022 года было выпущено 592,2 тысячи тонн железнодорожных рельс, что на 63,8% больше, чем за аналогичный период 2021 года, 17,7 тысяч единиц стрелочной продукции (динамика составила +1%), 43,2 тысячи тонн металлических элементов рельсовых скреплений (на 7,2% меньше, чем в январе-июле 2021) и 18,9 миллионов прокладок рельсовых скреплений (на 8% меньше).

Также ожидается, что текущем году РЖД получит порядка 500 локомотивов, то есть инвестпрограмма по обновлению локомотивного парка существенно не изменится (в 2021 году монополии было поставлено 535 локомотивов).

Осенью достаточно остро может встать проблема с дефицитом железнодорожных контейнеров, который скажется и на объеме поставок. Так, иностранная компания Maersk покинула российский рынок и объявила о намерении эвакуировать 50 тысяч контейнеров. Чтобы не допустить сокращения уровня перевозок грузов в России стране необходимо порядка 700 тысяч контейнеров (на данный момент, 40% из них европейского производства, а 31% — китайского). В ближайшее время из России также исчезнет 80% линейных контейнеров. В июле дефицит контейнеров уже составил 100-200 тысяч TEU, как сообщает «Трансконтейнер». Собственных мощностей в России не достаточно: за год производится только 6 тысяч контейнеров. И их выкупают сразу же. В краткосрочной перспективе России нужно будет нарастить объемы закупок контейнеров у Китая.

Развитие железнодорожной логистики на восточном направлении

По данным «Ведомостей» (со ссылкой на документы Минтранса РФ), до конца текущего десятилетия Россия может выделить около 31 млрд долларов на развитие железнодорожной инфраструктуры не только в самой России, но и в соседних странах: КНР, Казахстане и Монголии. Предположительно на эти деньги может быть реализовано семь крупных проектов. В частности, могут появиться три новых погранпункта на границе России, а общая протяженность новых железных дорог на территории России может составить 369 км, на территории Китая, Монголии, Казахстана — 3000 км.

Несмотря на ускоренную переориентацию на Восток, очевидно, что на создание новых путей и пропускных пунктов потребуется время. По оценке управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, на возведение погранпереходов может потребоваться около двух лет, а на продление новых железнодорожных путей — до семи лет (от пяти до семи лет на отрезок пути Кызыл – Курагино и 3-7 лет на железные дороги на территории Монголии). Реализация задуманных проектов поспособствует увеличению объема поставок в Китай и частично снизит нагрузку на БАМ и Транссибирскую магистраль. В ближайшие четыре года в восточном направлении будет наблюдаться дефицит пропускной способности.


Вас проконсультирует
Олег Пахомов
Директор практики Управленческого консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты