Влияние пандемии на рынок телекоммуникаций в цифрах
По итогам 2020 года в мире насчитывается около 7,9 млрд действующих абонентов мобильной связи, во многом за счет активного развертывания сетей 4G LTE. Мобильные технологии и подключения доминируют в телекоммуникациях сегодня, и нет никаких сомнений в том, что этот тренд будет только усиливаться в связи с потенциалом развертывания сетей следующего поколения (5G).
В прошлом году в мире более 1,1 млрд абонентов пользовались фиксированной широкополосной связи, при этом их количество за последние пять лет, с 2015 года, выросло на 32%. В сегменте широкополосного доступа в интернет (ШПД) остаются возможности для роста, преимущественно в странах с низким проникновением услуги.
Согласно отчетам ведущих мировых телекоммуникационных компаний, негативный финансовый эффект, непосредственно связанный с пандемией COVID-19, в среднем, составил 4–8% от объема выручки.
Количество абонентов (активных сим-карт) мобильной связи в России снизилось на 1,3 %, до 257 млн абонентов по итогам 2020 года. В целом, доходы от предоставления услуг мобильной связи увеличились незначительно – на 3 млрд руб., или на 3%.
Лидеры российского рынка мобильной связи
По объему абонентской базы на российском рынке мобильной связи крупнейшими операторами являются:
-
«МТС» (78,5 млн человек);
-
«Мегафон» (70,4 млн человек);
-
«Билайн» (49,9 млн человек);
-
«Теле2» (46,6 млн человек).
Сегменты ШПД и платного ТВ
Объем российского рынка ШПД в 2020 году составил 201,1 млрд рублей, из них 73% (147,5 млрд рублей) пришлись на долю сегмента домохозяйств. А проникновение широкополосного доступа в интернет в 2020 году достигло 61%.
Среди крупнейших провайдеров – Ростелеком, МТС, Вымпелком, Эр-Телеком и ТрансТелеком.
Платное ТВ в России сохранило положительную динамику в части роста количества абонентов, в то время как во всем мире ожидается сокращение из-за оттока клиентов в связи с пандемией. Объем российского рынка платного ТВ в натуральном выражении в конце 2020 года составил 104,6 млрд руб., что только на 2% больше предыдущего года. Для сравнения, по итогам 2019 года объем рынка увеличился на 10,5%.
В число основных технологий платного ТВ входят спутниковое, кабельное и интерактивное телевидение.
Прогнозы развития телеком-рынка
Пандемия COVID-19 способствовала ускорению цифровизации отраслей экономики и изменению паттернов потребления гражданами и бизнесом услуг.
Эксперты выделяют следующие векторы развития рынка:
- Интернет вещей (IoT);
- Облачные сервисы;
- Технологии 5G в России и в мире.