В период экономической нестабильности и трансформации отечественного бизнеса, реорганизации структур комплексная инвентаризация является эффективным инструментом для получения достоверных данных о состоянии предприятия в рамках применения подходов риск-менеджмента и принятия антикризисных решений.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей, а также нематериальных активов позволяет выявить «слабые места» в управлении, факты недобросовестности, а также возможности для совершенствования стратегии и оптимизации издержек.
Например, грамотно отлаженная система складского хранения позволяет максимально эффективно использовать ТМЦ, исключая вероятность порчи материальных ценностей в связи с недостаточно бережным хранением, избежать затаривания невостребованной номенклатурой, обеспечить постоянное наличие необходимых ТМЦ в нужном количестве, а также исключить возможность мошеннических действий.
В своей практике при проведении инвентаризаций мы неоднократно выявляли проблемные зоны, связанные как раз с недостатками систем внутреннего контроля в отношении хранения и использования ТМЦ.
Так, российский девелопер обратился за поддержкой в рамках расследования фактов подмены премиальных материальных ценностей на бюджетные в гостинице класса «люкс». Финансовые потери исчислялись миллионами, и клиент нуждался в экспертном обосновании целесообразности прекращения сотрудничества с текущим арендатором.
Для решения поставленных задач специалистами практики Финансового консалтинга было предложено провести инвентаризацию с углубленным анализом данного участка СВК. В рамках инвентаризации были достигнуты следующие результаты:
- Пересчитаны ТМЦ и определена их принадлежность к бренду, который был передан по передаточному акту.
- Оценена и зафиксирована целостность, сохранность и степень износа объектов.
- Проведена оценка рыночной стоимости ТМЦ.
- Сформирован фотобанк.
Специалисты в рамках проекта неоднократно фиксировали попытки арендатора сокрыть подмену брендов. Несмотря на это, результаты инвентаризации стали исчерпывающим аргументом для выставления претензии арендатору и дальнейшего решения вопроса в досудебном порядке.
После анализа итогового отчета, инвентаризационных и сличительных ведомостей Клиент, следуя рекомендациям экспертов в отношении доработки системы внутреннего контроля, ввел в гостиничном комплексе новые правила, которые предполагают:
-
Регулярные отчеты об утрате материальных ценностей.
-
Отчеты о надлежащей замене утраченных ТМЦ.
-
Регулярные выборочные инвентаризации с целью подтверждения данных отчетов.