Мировая нефтегазовая отрасль в 2019 году находилась под влиянием таких негативных факторов, как действие соглашения между странами ОПЕК и другими странами-производителями нефти (ОПЕК+), торговая война между США и Китаем, геополитические конфликты.
Добыча нефти в России составляет 11% от общего мирового производства. В 2020 году страна по-прежнему занимает третье место в этом направлении, уступая лишь США и Саудовской Аравии.
В России, в отличие от других стран, добыча нефти превышает ее потребление более, чем в три раза. Это связано с ориентацией отрасли на большой объем экспорта сырой нефти. Однако среди крупнейших потребителей нефти Россия находится на пятой позиции.
В 2019 году добыча нефти в России составила 561,1 млн т, достигнув очередного рекорда, но при этом сократив темпы роста на 0,8%, по сравнению с 2018 годом. Это было обусловлено необходимостью выполнения обязательств в рамках действовавшего соглашения ОПЕК+.
Первичная переработка нефтяного сырья на российском рынке в 2019 году сократилась на 0,6%, по сравнению с предыдущим годом, и составила 285,1 млн т. В числе причин снижения показателей – проведение капитальных ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах. Основная доля переработки нефти в России (83%) приходится на вертикально-интегрированные компании (ВИНК), среди которых ведущими по итогам 2019 года являются:
-
«Роснефть» - 25,2% в общем объеме нефтепереработки;
-
«Лукойл» - 15,4%;
-
«Газпромнефть» - 10,8%;
-
«Сургутнефтегаз» - 6,5%;
-
«Башнефть» - 6,5%.
В первом квартале 2020 года нефтяная отрасль России взяла курс на снижение объемов добычи и производства нефти и нефтепродуктов в результате развала сделки ОПЕК+ и уменьшения спроса на нефть и нефтепродукты в мире. На мировом рынке, как и в РФ, произошел обвал цен на нефть, но цены на нефтепродукты в России остаются стабильными за счет специфики налогообложения, в частности, введения в 2018 году демпфера – обратного акциза.
Однако в нынешних условиях демпфер на нефтепродукты работает в обратном направлении. Сегодня нефтеперерабатывающим компаниям приходится фактически доплачивать в бюджет государства за осуществление поставок на рынок России нефтепродуктов при сохранении прежних цен на топливо.