Обзор рынка коммерческих медицинских услуг в России

Пандемия в 2020 году оказала влияние на все сектора экономики как в мире, так и в России, не обойдя вниманием и рынок коммерческой медицины. Согласно статистическим данным, на конец 2020 года рынок коммерческой медицины вернулся по объемам к уровню 2012 года и составил порядка 738-740 млрд руб. в системе здравоохранения РФ. Темп прироста показал отрицательную динамику, сократившись на 14% по отношению к предыдущему году.

Легальный и теневой сектор рынка платной медицины

В структуре рынка платных медицинских услуг около 70% занимает легальный сектор рынка. Он стабильно растет, однако продемонстрировал слабый прирост в 2020 году, что можно объяснить глубиной падения всего рынка во время острой фазы пандемии. Так, рынок коммерческой медицины становится все более прозрачным, однако 17% остается в «тени».

Крупнейшие игроки рынка коммерческой медицины

Основными сетевыми игроками на рынке коммерческой медицины в России, по данным за 2019 год, являются:

  • Медси – годовая выручка составила 22,32 млрд руб.;

  • ЕМС – 16,4 млрд руб.;

  • Мать и дитя – 16,16 млрд руб.;

  • СМ Клиника – 10,48 млрд руб.;

  • МедИнвестГрупп (МИГ) – 7,7 млрд руб.;

  • Медицинский институт им. Березина Сергея (МИБС) – 4,94 млрд руб.;

  • «Ава-Петер» и «Скандинавия» - 4,94 млрд руб.;

  • Медицина – 4,94 млрд руб.;

  • Национальная медицинская сеть («ПроМедицина», «Диалайн», «Здоровье 365» и «Евромед») – 4,32 млрд руб.;

  • Будь здоров – 4,31 млрд руб.

По данным Forbes, за 2019 год общая выручка 20-ти крупнейших частных медицинских компаний составила более 124 млрд руб., что на 16,2% превышает показатель предыдущего года.

COVID-19 и частные клиники

Для того чтобы сдержать падение показателя EBITDA в период самоизоляции, клиники пытались оптимизировать фонд оплаты труда и зарабатывать на актуальных направлениях, среди которых, в частности:

  • ПЦР-диагностика новой коронавирусной инфекции и диагностика на антитела;

  • компьютерная томография;

  • телемедицина;

  • обслуживание на дому;

  • оказание плановой медпомощи пациентам;

  • лечение пациентов с COVID-19 в условиях круглосуточного стационара.

Новые направления и тенденции развития рынка коммерческих медицинских услуг

По оценкам аналитиков Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», рынок коммерческих медицинских услуг в России стабильно развивается. Дальнейший рост будет происходить за счет существенных инвестиций в открытие новых медцентров, расширение существующих клиник, а также слияния мелких игроков с более крупными. Процесс консолидации начался еще до пандемии в 2019 году и будет лишь усилен ее последствиями.

Среди ключевых тенденций отрасли можно отметить:

  • цифровизацию, увеличение объема цифровых технологий, повышение значимости сервиса;

  • персонализацию, который сейчас приходит во все сферы потребления;

  • увеличение спроса на геронтологию, услуги по уходу на дому;

  • объединение медицинских и лайфстайл-продуктов;

  • появление новых провайдеров, ранее не работавших в системе здравоохранения, медицинские услуги можно будет получать в аптеках, торговых центрах, аэропортах;

  • появление новых игроков на рынке, у которых есть большие данные о поведении и привычках потребителей;

  • создание новых медицинских центров за счет перепрофилирования существующих объектов (например, торговых центров);

  • расширение функций крупных компаний-работодателей до предоставления медицинских услуг, включая открытие медцентров для сотрудников в качестве долгосрочной инвестиции в качество человеческого капитала.


Вас проконсультирует
Олег Пахомов
Директор практики Управленческого консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты