Какие выгоды дает разработка и внедрение KPI
Основываясь на многолетнем опыте работы, специалисты Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» считают разработку системы мотивации и оценки деятельности целесообразной в любой компании:
- Действенный механизм мотивации персонала находится в прямой зависимости от экономической эффективности компании (выручки, прибыли, возврата на капитал).
По данным исследований, применение KPI в компаниях способствует увеличению выручки более чем на 10% за счет концентрации на клиентах, снижению оттока клиентов, как результат, повышение прибыли (каждое снижение оттока клиентов на 5% дает до 15% прибыли) и сокращение затрат на 10-20%.
- Внедрение KPI позволяет наиболее точно транслировать сотрудникам компании цели и приоритеты организации.
Согласно исследованиям по мотивации, проведенным Harvard Business Review, примерно 5-7% сотрудников всегда работают хорошо, 5% сотрудников всегда работают плохо и до 90% сотрудников нуждаются в четком определении целей.
- Корректно разработанная система KPI подразумевает непрерывный мониторинг деятельности не только отдельных сотрудников или подразделения, но и компании в целом.
- Система оплаты труда на основе KPI позволяет оптимизировать расходы и перевести значительную часть затрат на персонал в переменную часть заработной платы, мотивировав сотрудника на работу над ее увеличением.
- Наиболее мотивированные сотрудники в рамках KPI проявляют высокую степень лояльности к компании, при этом общий уровень оплаты труда персонала не превышает среднерыночный.
Цели внедрения системы мотивации
Ключевые цели разработки системы мотивации на базе KPI:
- Вовлечь руководителей всех уровней в системное развитие компании.
- Мотивировать каждого сотрудника на максимально эффективное выполнение своих обязанностей.
- Обеспечить прозрачную связь между результатами труда и переменной частью вознаграждения.
- Внедрить понятную систему санкций и вознаграждений за выполнение работы.
Этапы разработки KPI и системы мотивации
Разработка системы мотивации экспертами Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» включает ряд этапов:
- Организационная диагностика.
- Проведение анализа состава и структуры, а также текущих методов мотивирования персонала компании клиента.
- Определение оптимального сочетания методов оценки деятельности и мотивации.
- Разработка ключевых показателей эффективности для заданных подразделений и должностей.
- Определение оптимальной структуры заработной платы – сочетания постоянной и переменной части по заданным должностям.
- Разработка необходимых регламентов.
- При необходимости – автоматизация и внедрение системы.
- Оценка эффективности предложенных мероприятий и обратная связь.
Методы разработки мотивации по KPI
Наиболее распространенными методами, которые применяются в разработке системы мотивации по KPI являются:
- EVA (Economic Value Added) — модель добавленной стоимости для расчета финансовых KPI «верхнего» уровня.
- Система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard) — модель описания стратегических показателей компании.
- Функциональные KPI — показатели, отражающие параметры исполнения трудовой функции.
- Проектные KPI — показатели, отражающие степень реализации проекта.
- Исполнение стандартов, регламентов и правил.
- Выполнение планов, задач и поручений.
Разработка мотивации по KPI не имеет универсальной общепризнанной методики, а состоит из ряда методов, применяемых в совокупности или отдельно в зависимости от размера и оргструктуры компании, ее отраслевой специфики, должности сотрудников, подлежащих мотивации, и др.
Мы тесно работаем с руководителями отделов персонала и подразделений как на этапе разработки и внедрения системы, так и после – для анализа действенности предложенных KPI и их корректировки.