Инвентаризация имущества и обязательств позволяет подтвердить достоверность данных бухгалтерского учета. С 1 апреля 2025 года становится обязательным к применению ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация», который устанавливает требования к инвентаризации активов и обязательств организации, случаи и сроки ее проведения, а также порядок отражения ее результатов. Таким образом, обязательную инвентаризацию необходимо будет проводить в соответствии со стандартом.
Цели обязательной инвентаризации
-
выявить фактическое наличие имущества, прав в отношении имущества и иных активов
-
сопоставить фактическое наличие и данные бухгалтерского или складского учета
-
проверить полноту отражения в бухгалтерском учета активов предприятия и обязательств
-
определить фактическое состояние имущества и провести его оценку
-
документально подтвердить наличие активов и обязательств.
В кризис обязательная инвентаризация позволяет структурировать информацию об активах и принять решение об их наилучшем использовании. Например, реализовать скопившиеся неликвиды, получив необходимые денежные средства, и сократить складские площади, а следовательно, и затраты на их аренду или содержание.
Проведение обязательной инвентаризации
Инвентаризация является обязательным этапом в подготовке годовой отчетности и необходима для подтверждения данных бухгалтерского учета. Однако, помимо этого, есть еще ряд случаев, когда инвентаризацию необходимо проводить. Для этих случаев также определены сроки:
- Перед сдачей годовой бухгалтерской отчетности – по состоянию на 31 декабря
- При передаче в аренду, при выкупе или продаже имущества – непосредственно перед этим событием
- При смене материально ответственных лиц – на день приемки-передачи дел
- При смене руководителя коллектива, при выбытии из коллектива более 50% его членов – на день приемки-передачи дел
- При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества – непосредственно по обнаружению факта
- В случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями – по окончании такого события
- При реорганизации или ликвидации организации – до даты составления соответствующих документов
В зависимости от инвентаризируемых объектов, законодательство также устанавливает периодичность проведения инвентаризации:
-
инвентаризация активов должна проводиться в 4 квартале текущего года
-
обязательств – по состоянию на 31 декабря года, за который подготавливается отчетность
-
основных средств – 1 раз в каждые три года
-
архивных и библиотечных фондов – 1 раз в пять лет в сроки, определенные учетной политикой компании.
В районах Крайнего Севера разрешается проводить инвентаризацию товаров, сырья, материалов в период наименьших остатков.
Особенности проведения обязательной инвентаризации на крупных предприятиях
Размеры активов и обязательств крупных предприятий весьма значительны, и проведение инвентаризации является не только наиболее действенным способом удостовериться в их наличии, но также ложится в основу управления ими.
За годы работы склады крупных компаний «затовариваются» сырьем, материалами, остатками готовой продукции, запасными частями, узлами и агрегатами, неиспользуемыми в производстве основными фондами, существенная часть которых формирует излишние запасы и становится неликвидами, которые длительное время не находят своего применения, занимая складские площади и повышая тем самым издержки. Избыточные запасы, хранящиеся на складах, в крупных компаниях могут многократно перекрывать установленные нормативы, в них «замораживаются» деньги компании, растут расходы на их содержание и обслуживание.
Проведение обязательной инвентаризации позволяет:
-
Выявить избыточные запасы и неликвиды
-
Определить причины возникновения излишних запасов и неликвидов;
-
Выделить направления возможного использования неликвидов, в том числе:
-
оценка и реализация скопившихся неликвидов третьим лицам;
-
использование неликвидов в не связанных с основным производством проектах;
-
переработка неликвидов для дальнейшего использования;
-
утилизация неликвидов, как вторсырья;
-
списание и утилизация.
- Предупредить возникновение избыточных запасов и неликвидов в будущем.
Привлечение независимого консультанта к проведению обязательной инвентаризации
-
Проведение инвентаризации не будет отвлекать большое количество работников от выполнения трудовых обязанностей.
-
Независимые специалисты самостоятельно общаются с материально-ответственными лицами и менеджментом компании, что позволяет избежать конфликтов.
-
Результаты инвентаризации предоставляются в форме, удобной для аналитической работы.
-
Сторонние эксперты укажут на имеющиеся ошибки и узкие места в складском учете, приведшие к возникновению разногласий.
-
Задачи, которые ставятся перед экспертной группой могут потребовать дополнительного привлечения специалистов различных направлений консалтинга, включая: кадровый, управленческий, налоговый, IT-консалтинг и пр.
-
Проведение инвентаризации и выявление неликвидов может не ограничиваться отчетом и инвентаризационных документов. Специалисты могут предложить направления эффективного использования неликвидов, включая поиск покупателей.
Результаты обязательной инвентаризации
Эксперты практики Финансового консалтинга Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» проведут инвентаризацию в установленные сроки и подготовят:
- отчет, отражающий реальное состояние активов и обязательств
- инвентаризационные описи:
- инвентаризационная опись основных средств (форма N ИНВ-1)
- инвентаризационная опись нематериальных активов (форма N ИНВ-1а)
- инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3)
- инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма N ИНВ-16)
- сличительные ведомости:
- сличительные ведомости (формы N N ИНВ-18, ИНВ-19)
- ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26)
- рекомендации по совершенствованию системы контроля и учета активов и обязательств.