Инвентаризация незавершенного производства является обязательной частью инвентаризации активов предприятия и позволяет объективно оценить объемы активов, которые находятся в процессе производства или строительства и будут приносить доход в будущем. Таким образом, от корректности результатов инвентаризации НЗП зависит качество принимаемых управленческих решений.
Объекты незавершенного производства
Незавершенным производством считается продукция, не прошедшая все стадии (фазы, переделы), предусмотренные технологическим процессом и не допущенная к продаже.
В соответствии со статьей 319 НК РФ объектами незавершенного производства признают:
-
изделия, находящиеся на какой-либо стадии производственного процесса;
-
бракованные товары;
-
товары, не прошедшие испытания (контроль качества продукции);
-
неукомплектованную продукцию;
-
работы и услуги, не принятые заказчиком;
-
остатки производственных полуфабрикатов.
Если компании предлагает клиентам работы и услуги, то незавершенным производством являются затраты, понесенные для их выполнения до подписания акта их сдачи-приемки или же до получения выручки от продажи.
Цель инвентаризации НЗП
Инвентаризация незавершенного производства дает компании возможность:
-
Получить четкое представление о составе, структуре и количестве объектов незавершенного производства;
-
Выявить факты излишков и недостач, а также хищений и иных злоупотреблений на стадии незавершенного производства;
-
Выделить неучтенный брак, в том числе исправимый, который может стать сырьем для выпуска новых изделий или изделий пониженной сортности;
-
Определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов);
-
Выделить остатки продукции по аннулированным или приостановленным заказам, работы и услуги, не принятые заказчиком;
-
Произвести стоимостную оценку незавершенного производства в соответствии с принятым Учетной политикой компании методом;
-
Сличить данные о фактическом наличии объектов незавершенного производства с отраженными в бухгалтерском учете.
Перед началом инвентаризации мы рекомендуем сдать на склад оборудование, материалы, комплектующие и инвентарь, которые на данном этапе уже не используются для выполнения производственных процессов. Это позволит оптимизировать временные затраты на проведение инвентаризации.
Особенности инвентаризации незавершенного производства на крупных промышленных предприятиях
Промышленные компании, как правило, осуществляют производство продукции в несколько этапов (переделов, стадий, процессов и пр.), и на конец отчетного периода на каждом из этапов будут оставаться материалы, полуфабрикаты, узлы, детали, агрегаты, предназначенные для дальнейшей обработки и еще не дошедшие до склада готовой продукции. Инвентаризацию незавершенного производства следует проводить не реже 1 раза в год, перед формированием годовой финансовой отчетности. Однако компаниям, которые оценивают незавершенное производство по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, мы рекомендуем проводить инвентаризацию ежемесячно.
Кроме того, в производственных цепочках, которых у крупных компаний бывает несколько, могут быть задействованы территориально удаленные структурные подразделения.
Поэтому проведение инвентаризации незавершенного производства на крупных промышленных предприятиях требует значительных трудозатрат и расхода времени. При проведении выборочной инвентаризации НЗП мы рекомендуем сосредоточиться на следующих объектах незавершенного производства, группах продукции и заказах:
-
старые заказы и изделия, работы по которым начаты год и более назад, законсервированные объекты незавершенного производства;
-
остатки незавершенного производства по закрытым, аннулированным или приостановленным заказам;
-
продукция впервые в запуске, экспериментальные виды продукции, заказы и продукция после конструкционных или технологических изменений;
-
полуфабрикаты и узлы, неоконченные сборкой, имеющие высокую стоимость и наибольшую трудоемкость изготовления;
-
продукция, полуфабрикаты, узлы, от своевременного изготовления которых зависят сроки выполнения других важных заказов;
-
объекты незавершенного производства на первом и последнем участке технологической цепочки;
-
-
продукция и заказы на контроле у топ-менеджмента или собственника.
Поскольку процесс производства может быть непрерывным, инвентаризация осложняется продолжающимся движением материалов, полуфабрикатов, узлов и деталей в производственном процессе.
В этой связи в ходе проведения инвентаризации НЗП крупных промышленных предприятий необходимо:
-
проверить данные оперативного учета движения узлов и деталей между подразделениями и общую сумму затрат в незавершенном производстве;
-
проконтролировать полноту, своевременность сдачи готовой продукции на склад и документальное оформление такой сдачи;
-
проконтролировать комплектность необходимой технической документации на готовые изделия;
-
проверить правильность распределения затрат по видам продукции и уточнить себестоимость выпущенной продукции;
-
определить фактическую комплектность заделов, обеспеченность сборки деталями;
-
предотвратить хищения, сокрытие брака и другие злоупотребления;
-
-
проверить корректность оформления выработки и начисления сдельной оплаты труда.
Особенности инвентаризации незавершенного строительства
Незавершенное строительство – объекты, которые не были введены в эксплуатацию за определенный срок и по которым не было осуществлено подписание документов о принятии в эксплуатацию, а также строительные объекты, находящиеся на консервации.Инвентаризация незавершенного строительства включает в себя проверку:
-
состояния работ по строительству сооружений, зданий, иных объектов капитальных вложений. Путем обмера по каждому объекту устанавливают объемы выполненных работ по строительству (включая данные о монтаже отдельных конструкций) и работ, связанных с монтажом оборудования;
-
-
наличия оборудования, которое предназначается для установки на строящихся объектах и на момент инвентаризации находится в процессе монтажа;
-
состояния объектов, строительство которых временно прекращено или законсервировано. Причем инвентаризация незавершенного строительства должна выявить и отразить основания и причины консервации объектов;
-
-
незавершенного строительства, которое не обеспечивается источниками финансирования.
Таким образом, инвентаризация незавершенного производства – одна из самых сложных и трудозатратных процедур, которая требует отличного знания специфики бизнеса компании.
Специалисты Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» проведут инвентаризацию в кратчайшие сроки в соответствии с задачами, которые могут также предусматривать использование ее результатов:
-
В аналитической работе при разработке рекомендаций по оптимизации производственных бизнес-процессов, организации контроля качества продукции и снижению брака, возвратов от покупателей и отказов
-
В разработке мероприятий по совершенствованию системы контроля и учета незавершенного производства на каждой стадии производственного процесса, выполнения работ, оказания услуг
-
-
В поиске направлений реализации законсервированных объектов незавершенного строительства, включая поиск потенциальных покупателей.
Результаты инвентаризации НЗП
-
отчет, отражающий реальное состояние объектов незавершенного производства
-
рекомендации по совершенствованию системы контроля и учет незавершенного производства
-
сличительные ведомости и инвентаризационные описи в соответствии с поставленными клиентом задачами.
Кейсы
Эксперты
Работает в Группе «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» с 2005 года. Мастер делового администрирования, эксперт в области управления проектами. Первое высшее образование получила в МГУ им. М.В. Ломоносова, закончив факультет психологии, являющийся одним из ведущих мировых центров в данной сфере. Внесла значимый вклад в проект по автоматизации и моделированию бизнес-процессов компании, действуя в составе рабочей группы. Активно участвует в реализации проектов департамента управленческого консалтинга.
С отличием окончила университет по специальности «Бухгалтерский учет и аудит», является мастером делового администрирования, имеет диплом ACCA по Международной Финансовой Отчетности. Более 15 лет работает в сфере аудита и бухгалтерского учета, реализовала проекты для крупнейших игроков различных отраслей российской экономики.
Дарья внесла значительный вклад в разработку методологии и внутренних стандартов качества аудиторских услуг в Группе, наладила эффективную систему формирования проектных команд. Является членом Комитета по аудиту общественно значимых организаций (ОЗО) СРО Аудиторская Ассоциация «Содружество» и активно участвует в развитии аудиторского рынка в России.
Ольга окончила Орловский государственный аграрный университет по специальности «Бухгалтерский учет и аудит», является квалифицированным аудитором, имеет более 15 лет опыта работы в сфере аудита и бухгалтерского учета.
Среди ключевых компетенций – проведение аудита, разработка и написание внутренних локальных актов, формирование и внедрение внутренних стандартов в рамках системы контроля, контроль работы бухгалтерии, а также консультирование в различных областях, включая вопросы налогового планирования, сложные вопросы бухгалтерского учета и формирования отчетности.
Владимир имеет более чем 20-летний опыт в области стратегического консультирования и повышения операционной эффективности в международных и российских организациях. В том числе 8 лет работал на руководящих должностях. Сертифицированный руководитель проектов PMP, сертифицированный аналитик по альтернативным инвестициям CAIA. Закончил MBA по направлению финансы и менеджмент в Бизнес-школе Чикагского Университета.
Среди ключевых компетенций - разработка стратегий развития, сопровождение инвестиционных проектов, повышение операционной эффективности, постановка проектных офисов в компаниях различных отраслей.
Окончила Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Имеет опыт работы более 15 лет в сфере аудита и бухгалтерского учета.
Среди ключевых компетенций – проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, разработка и написание внутренних локальных актов, проведение форензика и Due diligence, проведение инвентаризаций на предприятиях различных отраслей российской экономики, постановка управленческого учета, а также консультирование по налоговому и бухгалтерскому учету.
Виктория окончила Московский Авиационный Институт по направлениям «Системы автоматизированного управления» и «Экономика». Эксперт-практик с опытом более 20 лет в области построения систем внутреннего контроля, систем управления рисками, корпоративного управления и организации работы служб внутреннего аудита.
Среди ключевых компетенций – проведение комплексного анализа процессов в компании, оценка экономической эффективности управления процессами, реинжиниринг, документирование и тестирование процессов, построение системы внутреннего контроля по методологии COSO ERM, а также организация мониторинга применения всех компонентов системы внутреннего контроля.
Олег окончил Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России по специальности «Бухгалтерский учет», Институт профессионального образования по специальности «Оценка бизнеса», а также Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова по специальности «Арбитражное управление». Имеет 5-летний опыт работы на должности ведущего бухгалтера, а также более 10 лет в оценочной деятельности.
Среди ключевых компетенций – оценка движимого и недвижимого имущества, подготовка отчетов в рамках проведения судебных экспертиз, анализ наилучшего варианта использования оцениваемых активов, а также разработка стратегий в области управления недвижимыми активами.
Павел имеет опыт работы в финансово-инвестиционном направлении – более 12 лет, в том числе на должности руководителя – 10 лет.
Среди ключевых компетенций – стратегическое консультирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности компании, сопровождение реализации инвестиционных проектов: от этапов анализа, разработки концепции и стратегии до запуска и коммерческой реализации.
Свяжитесь с нами
© 2011 - 2025 Все права защищены.