Применение информационных систем в России
В действующем законодательстве России дается официальное определение публичного управления в двух основных формах – государственном и муниципальном управлении.Рис. 1. Структура государственного (публичного) управления в РФ
Таким образом, в условиях современной цифровизации государственного управления обеспечивается структурно-функциональная и электронно-информационная взаимосвязь между федеральным и региональным уровнями публичного управления.
По сути, цифровизация государственного управления – это автоматизация и информатизация деятельности государственных структур управления, процесс перехода на цифровые технологии, в основе которого лежит не только использование ИКТ, но и накопление и анализ больших данных в целях прогнозирования и оптимизации процессов, привлечения новых контрагентов и т.д.
В России для повышения эффективности государственного управления был разработан ряд программ и стратегий:
- Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 гг.)»;
- «Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г.»;
- «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации»;
- Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 гг.)».
Следующий шаг – принятие национальной программы «Цифровая экономика РФ (2018 – 2024 гг.)» и разработка входящего в эту программу федерального проекта «Цифровое государственное управление». Сегодня создана инфраструктура электронного правительства с базовыми государственными информационными ресурсами, Единым порталом госуслуг, МФЦ, системой межведомственного электронного взаимодействия, единой информационной системой государственных и муниципальных закупок и пр.
В настоящее время на федеральном уровне реализуются следующие информационные системы:
Таблица 1. Информационные системы, используемые в государственном управлении в России
Функции государственных органов |
ИС |
Управление социально-экономическими процессами |
|
Управление территориями |
|
Взаимодействие |
|
Межведомственное взаимодействие в системе государственного управления |
|
Россия в мировых рейтингах инновационного и информационного развития
Несмотря на активный процесс цифровизации государственных органов, Россия не занимает ключевых позиций в международных рейтингах инновационного и информационного развития. В частности, положение России в мировых рейтингах за 2019–2020 гг. демонстрирует негативные, нисходящие тенденции.В рейтинге глобальной конкурентоспособности стран мира (The IMD World Competitiveness Ranking) Россия опустилась на 5 позиций – с 45 места в 2019 г. на 50 место в 2020 г. В глобальном рейтинге ООН по развитию электронного правительства (EGDI) Россия расположилась на 36 месте, опустившись на 4 пункта с 2019 года. В рейтинге доступности интернета (The Inclusive Internet Index 2020) Россия находится на 26 месте.
В рейтинге самых инновационных стран мира «Глобальный инновационный индекс 2020» Россия потеряла одну строчку, заняв 47 место из 50. А в рейтинге цифровой трансформации стран Top-50 TSGI Digital Nations 2020 страна, как и в 2019 г., заняла 7 место.
Рис. 2. Позиции России в международных рейтингах инновационного и информационного развития
Источник: ВШЭ, 2020
Лидеры по цифровизации среди органов власти в России
В июле 2020 года президент России подписал указ, в котором цифровая трансформация была названа приоритетной задачей развития страны к 2030 году. Среди целевых показателей ее реализации – четырехкратное увеличение вложений в отечественные ИТ-решения по сравнению с показателем 2019 года, а также увеличение доли массовых социально-значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%.По данным ФГИС КИ (Федеральной Государственной Информационной Системы Координации и Информатизации), в 2018 году ИТ расходы федерации составили 116,7 млрд руб., а в 2019 м увеличились до 137,3 млрд руб. Около половины, 60,4 млрд руб. и 56,1 млрд руб., пришлись на компьютерную технику, и еще не менее четверти, 28 млрд руб. и 43,2 млрд руб., на информационные системы в сфере предоставления госуслуг.
Рис. 3. Структура расходов органов власти на информационные системы в 2019 году (Оценка по методологии, утвержденной Минкомсвязью)
Источник: данные ФГИС КИ
Сумма 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных органах исполнительной власти России по итогам 2019 г. составила 148,08 млрд руб., превзойдя показатель 2018 г. более чем в два раза. По общей сумме контрактов продолжает доминировать Минкомсвязи, по числу тендеров – ФНС. Среди подрядчиков безоговорочное лидерство удерживает «Ростелеком», на который пришлась почти половина бюджетов первой сотни крупнейших тендеров (см. Таблицу 2).
Таблица 2. Топ-10 крупнейших тендеров в сфере цифровизации в системе государственного управления России (2019 год)
№ |
Головной заказчик |
Исполнитель |
Вид тендера |
Сумма контракта, млн руб. |
Стартовая цена, млн руб. |
Экономия, млн руб. |
Предмет контракта |
1 |
Минкомсвязи |
85 торгов, 16 победителей |
Аукционы |
50 863,48 |
67 471,08 |
16 607,60 |
Подключению к сети передачи данных фельдшерских и образовательных организаций, госорганов, избирательных комиссий, пожарных частей, пунктов полиции, органов Росгвардии в 85 субъектах России |
2 |
Минкомсвязи |
Ростелеком |
Закупка у единственного поставщика |
11 987,08 |
11 987,08 |
0,0 |
Эксплуатация инфраструктуры электронного правительства |
3 |
Минкомсвязи |
Ростелеком |
Закупка у единственного поставщика |
6 308,60 |
6 308,60 |
0,0 |
Предоставление образовательным организациям и избирательным комиссиям доступа к системам «Госинформ» и Интернету, передача и защита данных, ограничение доступа к запрещенной и вредной информации, мониторинг и обеспечение безопасности связи |
4 |
Минкомсвязи |
Ростелеком |
Закупка у единственного поставщика |
4 172,58 |
4 172,58 |
0,0 |
Подключение к сети связи общего пользования объектов «Российской ТВ и радиовещательной сети» и средств связи для социально значимых объектов |
5 |
МВД |
Гознак (2) |
Закупка у единственного поставщика |
3 934,82 |
3 934,82 |
0,0 |
Поставка бланков загранпаспортов, содержащих на электронном носителе дополнительные биометрические персональные данные |
6 |
Росреестр |
Ростелеком |
Закупка у единственного поставщика |
3 380,0 |
3 380,0 |
0,0 |
Предоставление вычислительных и сетевых ресурсов ЦОДа для федеральной ГИС ведения Единого госреестра недвижимости |
7 |
Генпрокуратура |
Ростелеком (4) |
Закупка у единственного поставщика |
2 818,90 |
2 818,9 |
0,0 |
Поставка ИКТ-оборудования |
8 |
Росреестр |
Ростелеком (2) |
Закупка у единственного поставщика |
2 282,51 |
2 282,51 |
0,0 |
Сопровождение защищенной сети передачи данных федерального и регионального уровней |
9 |
Минкомсвязи |
Ростелеком (9) |
Закупка у единственного поставщика |
1 803,18 |
1 803,18 |
0,0 |
Развитие портала госуслуг |
10 |
ФНС |
АМДтехнологии |
Аукцион |
1 589,91 |
1 589,91 |
0,0 |
Завершение строительства второго здания технологической зоны ФЦОДа в Дубне, (2 этап) |
Основным лидером по расходам на информационное обеспечение среди федеральных органов власти по итогам 2019 года является Минкомсвязь, заключившее контракты в сфере ИТ-проектов на сумму порядка 82,9 млрд руб. Следом за Минкомсвязью лидируют ФНС, заключившая контракты на сумму в 17,6 млрд руб., а также МВД России, общая сумма подписанных контрактов которого составила 10,3 млрд руб.
Исполнителем большинства ИТ-проектов выступает «Ростелеком». Являясь основным провайдером цифровых сервисов в России, данная компания заключила госконтракты на сумму 68 млрд руб., обеспечив выполнение государственного задания по цифровизации госсектора на 46% от общего объема контрактов в данной сфере.
Среди исполнителей также числятся компания «5 Джи Вайфай», которая заработала на заключенных с Минкомсвязью контрактах порядка 13 млрд руб., и АО «Гознак» - 5,6 млрд руб.
По данным Счетной палаты РФ за 2020 год, Росстат, ФНС и Казначейство России потратили самые большие суммы на разработку и внедрение ИТ-решений – порядка 22 млрд руб.
Развитие ИТ-систем в регионах
ИТ-расходы региональных органов власти за 2020 год составили 212 млрд руб., что на 31% больше в сравнении с 2019 годом. Основные ИТ-расходы в регионах пришлись на внедрение ЕГИС в систему здравоохранения. В первом полугодии 2021 года наметилась тенденция к сокращению как федеральных, так и региональных ИТ-расходов.Рис. 4. Суммарные ИКТ-расходы регионов России, млрд руб.
Источник: Минцифры
Крупнейшие поставщики ИТ-решений для госсектора
По итогам 2019 г. совокупная выручка ТОП-50 поставщиков ИТ-решений в госсектор увеличилась на 25%.Рис. 5. Выручка топ-50 поставщиков ИТ-решений для госсектора
Источник: Минцифры
Государство продолжает оставаться главным драйвером развития инфокоммуникационных технологий в России: в пятерке лидеров уже две государственные компании. Порог входа в рейтинг снижается второй год подряд из-за проблем крупных компаний. В 2020 году ведомственные ИТ-бюджеты сократились, однако существенного снижения спроса на ИТ-проекты пока не наблюдается.
Таблица 3. Крупнейшие поставщики ИТ-решений для госсектора, 2019 г.
№, 2019 |
№, 2018 |
Название компании |
Город |
Выручка от проектов в 2019 г., с НДС, |
Выручка от проектов в 2018 г., с НДС, |
Рост, % |
Доля проектов в госсекторе в общей выручке 2019, % |
Доля проектов в госсекторе в общей выручке 2018, % |
Крупнейшие клиенты, 2019 |
1 |
1 |
Ростелеком |
Москва |
49 800 000 |
36 900 000 |
35,0% |
100,0% |
100,0% |
Федеральные и региональные органы власти |
2 |
2 |
Softline |
Москва |
12 395 059 |
11 268 235 |
10,0% |
11,4% |
11,9% |
— |
3 |
5 |
Ланит |
Москва |
9 401 524 |
7 664 719 |
22,7% |
5,4% |
4,7% |
ФК, Минстрой, Минцифры, Минсельхоз, Минфин, Минтранспорт, Росстат, Правительство Москвы |
4 |
4 |
Форс |
Москва |
8 100 000 |
7 796 000 |
3,9% |
48,5% |
н/д |
ФНС, правительство Москвы, ЦБ РФ, Казначейство России |
5 |
13 |
НИИ «Восход» |
Москва |
7 268 531 |
2 703 600 |
168,8% |
99,0% |
100,0% |
— |
6 |
7 |
ОТР |
Москва |
6 431 000 |
5 569 000 |
15,5% |
86,2% |
80,1% |
— |
7 |
6 |
Крок |
Москва |
5 980 595 |
5 893 200 |
1,5% |
19,5% |
19,0% |
— |
8 |
8 |
Ай-Теко |
Москва |
5 451 065 |
4 839 764 |
12,6% |
15,0% |
14,0% |
— |
9 |
— |
Лига Цифровой Экономики |
Москва |
4 728 950 |
4 200,7 |
12,6 |
34,9% |
н/д |
Росимущество, Росгвардия, Росреестр, Минцифры, НСО, Минкомсвязь России, ДИТ Москвы, Счетная палата РФ, МВД России, Росприроднадзор, Минприроды, Министерство образования и науки РФ и др. |
10 |
11 |
Код Безопасности |
Москва |
4 685 040 |
2 831 500 |
65,5% |
72,0% |
70,0% |
— |
Таблица 4. Основные направления деятельности крупнейших ИТ-компаний, в госсекторе
Компания |
Профиль деятельности |
Ключевые отрасли |
Ростелеком |
Провайдер цифровых сервисов |
Телеком, госсектор |
Softline |
Цифровая трансформация, кибербезопасность, облака, собственные разработки, управляемые сервисы и др. |
Финансы, ритейл, госсектор, промышленность, телеком, др. |
Ланит |
Системная интеграция, дистрибуция, консалтинг, разработка, инженерные системы, ИТ-аутсорсинг, сервис, обучение, инновации и стартапы |
н/д |
Форс |
Разработка, техподдержка, дистрибуция, интеграция, внедрение |
Госсектор, финансовый сектор, ритейл |
НИИ «Восход» |
н/д |
Госсектор, телеком, финансовый сектор |
ОТР |
Системная интеграция, ИТ- консалтинг, разработка и сопровождение ПО, разработка информационных систем, ИИ |
Госсектор, финансы, разработка ПО |
Крок |
н/д |
н/д |
Ай-Теко |
ИТ-инфраструктура, управление строительством и BIM, разработка ПО, ЦОДы, ИИ, стартапы |
Финансы, ТЭК, телеком |
Лига Цифровой Экономики |
Разработка, внедрение, поддержка, консалтинг, аутсорсинг |
Федеральные органы власти, банковский сектор, телеком |
Код Безопасности |
н/д |
Госсектор, телеком, финансовый сектор |
Прогнозы развития цифровизации в России
Можно ожидать существенного роста уровня цифровизации госорганов и активного перевода всех госуслуг в электронный вид к 2022–2025 годам.В федеральных органах власти применение систем управления большими данными прогнозируется по следующим направлениям:
- Повышение общего уровня безопасности. Силовые ведомства смогут создавать «карты преступности», а автоматическое распознавание номерных знаков поможет правоохранителям разыскивать угонщиков и нарушителей.
- Оптимизация сбора обращений граждан и управления ими. Региональные и федеральные центры смогут использовать чат-ботов для расширения функций контакт-центров и оперативного взаимодействия с населением. Ведомства получат инструменты для анализа данных о населении, социологических опросов и сбора запросов на разработку услуг.
Рис. 6. Организация процесса голосования
Источник: ДИТ г. Москвы
Еще одним новшеством системы дистанционного электронного голосования на предстоящих выборах станет так называемая витрина поданных заявлений. На сайте столичной мэрии, в ходе предварительной записи на онлайн-выборы, будут выложены сведения обо всех заявках с указанием их действующего статуса: принято, отозвано, отклонено и т.д. С точки зрения представителя ДИТ, это поможет избавить организаторов выборов от обвинений в накрутках, использовании ботов и пр.
В настоящее время идет процесс проектирования системы казначейских платежей для Федерального Казначейства. Сегодня все операции с бюджетными средствами проходят через расчетные счета в ЦБ, поэтому Банк России вынужден заниматься несвойственными ему функциями. С внедрением системы казначейских платежей, у организаций появятся казначейские счета, администрированием которых будет заниматься ФК.
Рис. 7. Система казначейских платежей, запущенная в 2021 году
Источник: Федеральное казначейство, 2021
В Росводресурсах также активно идет процесс цифровой трансформации. Сегодня только одна из пяти госуслуг предоставляется полностью в электронном виде, нет возможности прикрепить дополнительные материалы и проконсультироваться онлайн, госуслуги оказываются медленно, а межведомственное взаимодействие осуществляется преимущественно в бумажном виде.
Ключевые госуслуги и функции Росводресурсов
Государственные услуги |
Количество обращений (шт. в год) |
Время оказания (раб. дн.) |
Доля заявлений в электронном виде (2019) |
Доля на ЕПГУ |
Выдача разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте |
4 |
30 |
0% |
0% |
Предоставление водных объектов в пользования на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона |
1 373 |
45 / 60 |
6% |
1% |
Предоставление права пользования водными объектами на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование |
1 630 |
30 |
5% |
1% |
Предоставление сведений из государственного водного реестра и копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр |
15 608 |
5 |
38% |
20% |
Утверждение нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты |
1 553 |
30 / 45 |
1% |
1% |
Государственные функции |
1. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования |
2. Ведение государственного водного реестра |
3. Организация осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов |
4. Сбор и обработка информации о водохозяйственной обстановке, неблагоприятным и опасным явлениям, чрезвычайным ситуациям гидрологического характера |
Ключевые цифровые тренды в России
По мнению большинства экспертов, один из важнейших ИТ-трендов для госзаказчиков в России – импортозамещение. Государственные организации обязаны довести до максимума долю отечественного софта. Очевидно, что это большой вызов как для разработчиков, так и для интеграторов. Корректно заменить иностранный софт на отечественный и обеспечить его бесперебойную работу в дальнейшем достаточно непросто. Так, роль интегратора значительно возрастает. Во многих ведущих компаниях, реализующих ИТ-проекты для госсектора, функционируют специальные департаменты, которые фокусируются только на импортозамещении, а специалисты отлично знают особенности и подводные камни этого процесса.В последние годы такие компании много работают над созданием специализированных решений, востребованных государством. Яркий пример - «Умный город» - комплекс средств для управления городской инфраструктурой с целью улучшения качества жизни резидентов, построенный на технологиях Интернета вещей (IoT). Результаты проекта уже продемонстрировали жизнеспособность и востребованность и подтвердили компетенции вышерассмотренных ИТ-компаний по созданию таких решений.
Еще один востребованный тренд – аутсорсинг учетных функций госорганизаций. Это направление уже вышло за рамки пилотных проектов и реализуется в достаточно большом масштабе.
Проекты, связанные с защитой КИИ органов государственной власти – еще одно перспективное направление в развитии цифровизации госсектора. Критическая информационная инфраструктура (КИИ) – это системы, сети и другие ИТ-ресурсы, сбои в работе которых могут привести к серьезным последствиям, в том числе политического, социального и экологического характера. К таким информационным системам предъявляются обязательные требования по безопасности в соответствии с Федеральным законом №187. Несоблюдение предписаний закона влечет за собой наказание для руководителей компаний-субъектов КИИ, в том числе уголовную.
Среди отраслей, владеющих широким спектром объектов КИИ:
- промышленность (оборонная, добывающая, химическая и др.);
- энергетика;
- здравоохранение;
- транспорт;
- банковская сфера.
- категорирование объектов КИИ;
- проектирование и внедрение решений по их защите;
- согласование работ по обеспечению требований 187-ФЗ с регулятором (ФСТЭК);
- подключение к ГосСОПКе, единому комплексу территориально распределенных центров, которые обмениваются информацией о кибератаках.