Черные дни кипрского оффшора

До пандемии весны 2020-го для владельцев бизнеса налог на прибыль на Кипре составлял 2,5%, налог на дивиденды — 0%, в то время как в РФ налог на прибыль составляет 20%, включая НДФЛ — 13%. Предприниматель в России также платил налог на дивиденды в размере 13%, но если он перевозил компанию на остров, ставка снижалась до 5%, ввиду действующего соглашения между двумя странами об избежании двойного налогообложения.

В РФ налог на дивиденды составлял 5% в случае, если организация Кипра с подлинными бенефициарами-россиянами вложила в российскую компанию 100 и более тысяч евро. Соглашение также действовало и в обратном порядке. Что касается прочих форм – по ним налоговая ставка на дивиденды достигала 10%.

Минфин предложил Кипру пересмотреть поступление дивидендов в бюджет России, увеличив ставку до 15%. Островитяне, согласно предложению Минфина, также могут обложить дивиденды налогом. «Ратификация протокола должна произойти до конца 2020 года, с тем чтобы положения протокола вступили в силу с 1 января 2021 года» — сообщил Минфин РФ.

Валерий Масленников, доктор экономических наук кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий РЭУ имени Плеханова, считает, «Реконструирование прежней модели оффшоров бизнеса происходит на фоне введения санкций, перекрывших России выход к внешним ресурсам. Финансово-экономическая «подушка» страны истощена. Надежда остается на внутренние ресурсы России, но бюджет уходит по оффшорным каналам». В 2018 году, согласно оценке Минфина, из России на остров было выведено 1,4 трлн руб., в 2019 году — больше 1,9 трлн руб. И реконструирование модели оффшорного бизнеса правительством России предпринято в качестве попытки блокировать утечку бюджета из страны.

Тема возврата оффшорного бюджета в Россию приобрела особую популярность на пике коронавирусного кризиса. 25 марта 2020 года президент РФ Владимир Путин обратился к населению с мерами поддержки экономики страны и борьбы с COVID-19. В качестве одного из решений предлагался пересмотр ставок налога при выплате дивидендов и процентов в оффшоры, при этом в случае отказа стран принять предложение, Россия была готова разорвать договор в одностороннем порядке.

Чем это грозит российским компаниям? Очевидно, в таком варианте разница между перебросом бюджета в виде дивидендов и процентов исчезает — налоговая ставка примерно одинакова. Содержать компании на Кипре теперь невыгодно, в довесок к европейским налоговым органам и Россия требует больше средств. Кипрские компании в отношении оптимизации налогообложения для российского бизнеса потеряли привлекательность. Вопрос в другом, удастся ли держать под контролем не обложение в 15%, но возврат бюджета в РФ, и как сделать так, чтобы средства из страны не уходили?

Развитие оффшоров от древних Афин до современности

Между тем истории офшоров исправно послужило образование свободных экономических территорий. Вернемся на тысячу лет назад до нашей эры. Финикийские купцы, не желая платить повышенную дань Афинам, предпочли использование обходных путей, взяв на вооружение прибрежные острова, не подчиняющиеся Элладе. Тут и договориться можно, и налоги пониже. Местная верхушка на сделку с торговцами шла охотно, поскольку острова испытывали потребность в средствах для собственного развития. Территории располагались рядом с промышленными крепкими державами, используя последние в качестве широкого канала пополнения своей казны.

Аналогичные пути снижения дани нашли практическое применение и в Средневековье. Европейские купцы успешно вели торговлю через территорию Фландрии, поскольку налоговые взимания и ограничения Британии по сравнению с Фландрией казались заоблачными. Схема ухода от высокой подати использовалась до середины XIX века — купцы Северной Америки обходили уплату импортного налога Лондона через земли Латинской Америки.

Швейцария пошла дальше, разработав первоначальную модель современной юрисдикции оффшорных зон и приняв закон о неразглашении банковской тайны, обеспечивая конфиденциальность компаниям, благодаря чему бизнес, уверенный в безопасности своих персональных данных, расширил границы. В наше время Швейцария продолжает сохранять статус мирового оффшорного финансового центра.

А что в России? В 1991 году благодаря Указу Президента РФ №213 от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» произошли радикальные перемены, послужившие отмене квотирования экспорта и позволившие бизнесменам проводить торговые сделки без регистрации. Согласно данным Bloomberg Economics, в период с 1994 по 2018 год вывод капитала из страны с использованием оффшорных зон превышал 1 трлн долл. — сумма немногим меньше 50% годового ВВП России. Для сравнения, в 2018 году ВВП России составляло около 100 трлн руб., с учетом среднегодового курса 62,5 руб. за доллар. Фактически три годовых бюджета нашей страны обеспеченные соотечественники предпочитали хранить в оффшорах. Пик утечки капиталов приходился на 2008 и 2014 годы — время финансовых и политических кризисов.

Возвращаясь к кипрскому оффшорному раю, бизнесменам, ранее экономившим благодаря налоговым гаваням, придется пересмотреть свое отношение к оффшорам вслед за государством. За Кипром последовали Люксембург, Мальта, Виргинские острова, Нидерланды. Во многом работа Минфина уже проделана. Согласно замыслу правительства, условия перехода к удержанию полученных бизнесом финансов внутри России ожидают также оффшорные зоны Гонконга и Швейцарии.

Оффшоры в России: кто на новенького?

Между тем каждое государство, претендующее на геополитическую важность, владеет своими оффшорами. США принадлежат Невада и Делавэр. ЕС контролирует Андорру и Люксембург. Англия распоряжается Карибскими островами, Гибралтаром и Джерси. Китай контролирует Макао и Гонконг. А Россия? В нашей стране этого оружия не было и в помине. Точнее, было, но работало против своих.

В Чукотке, Мордовии, Калмыкии офшоры заглохли по естественным причинам: резиденты боялись за безопасность, нерезиденты — интереса не проявляли, поскольку в РФ в любой момент могло все поменяться. Чиновники пытались упразднить недостатки введением закона «Об особых экономических зонах», утвержденным в 2005 году. Федеральное агентство по управлению ОЭЗ существовало до 2009 года, затем его упразднили, передав полномочия Минэкономразвития. В сентябре 2016-го прекратили существование восемь ОЭЗ в виду «неэффективного функционирования». То есть в классическом варианте в России оффшоров пока нет.

Ранее, в 2018 году, вместо пересмотра соглашений об избежании двойного налогообложения с иностранными партнерами правительством РФ было решено создать отечественные оффшорные «острова мечты», прежде всего, для резидентов. В августе 2018-го Владимиром Путиным был подписан закон о формировании «специальных административных районов»: сюда входят острова Русский Приморского края и Октябрьский Калининграда. Компаниям обещали понизить налог, ввести «мягкий» контролирующий режим. Резиденты же взамен обязаны инвестировать в экономику РФ от 50 млн руб. в полгода. Зарегистрировавшим компании в отечественных оффшорах Россия разрешает вывод капитала на зарубежные счета с налоговой ставкой в 5%. К первой половине 2021 года чиновники готовят пакет законов, а обозначенные льготы должны легитимизоваться с 2022 года.

Понравятся ли новые правила игры отечественным предпринимателям, привыкшим вести дела через зарубежные налоговые гавани? Эксперты сомневаются. Антон Рогачевский, преподаватель кафедры «Банковское дело» университета «Синергия», считает, что «…бизнесмены боятся раскрытия сомнительных операций». По его мнению, привычку никто не отменял, сорок территорий по всему миру обладают режимом налогообложения на особых условиях, и предприниматели ими до сей поры успешно пользовались.

Однако если рассматривать отъем капиталов российских олигархов как отъем прав собственности на российские градообразующие предприятия у иностранных партнеров — организация оффшоров на территории РФ предстает совсем в ином ключе.

Под крышей дома своего - перспективы развития домашних оффшоров

Оффшоры в России создаются не для игры в прятки российских денег российскими бизнесменами от российского государственного бюджета. Здесь РФ прячет от иностранных партнеров российские предприятия и компании, помогая, по сути, совершить российским собственникам «побег из плена». Спасение заводов от конфискации куда важнее, чем текущая выгода. Безусловно, россияне находятся в поисках новых потенциальных путей снижения налоговой ставки, сохранения собственности. Возможно, отечественные предприниматели прибегнут к частой смене налогового резидентства. Возможно, регулирующие налоговые органы РФ откликнуться, усилив надзор соответствующих ведомств. И неоспорим тот факт, что под раздачу попадут все – от больших до малых компаний, которые встанут на путь смены структуры капитала. «Возможно применение правительством государственных санкций с отменой налоговых льгот», — считает Антон Рогачевский.

Так или иначе, решившись на перевод активов в российскую юрисдикцию, отечественные бизнесмены становятся зависимыми не от иностранных партнеров, а от правительства РФ с обязательством присяги на верность. Полученную прибыль государство планирует инвестировать в российские проекты. Девять крупных российских компаний, среди которых предприятия Мордашова, Усманова, Дерипаски, уже решились на перевод капитала из иностранной юрисдикции в российскую. Далее планируется переезд компаний из бывших республик СССР, Восточной Европы, Африки, Азии, Америки.

Тут надо оговориться, создание правительством РФ «островов у дома» преследует более глубинную цель, нежели перевербовка олигархов, в которых Запад видит свою пятую колонну. Последнее десятилетие международные налоговые зоны страдают от объявленной финансовыми глобальными игроками войны. Регулярные экономические и политические кризисы, падение доходов заставляют страны возвращать выведенный в оффшоры бюджет под собственную крышу. Чтобы встать на тропу войны, выступив в качестве влиятельного глобального игрока, Россия должна сформировать институты крупной финансовой инфраструктуры.

Рыба ищет, где глубже, бизнесмен — где меньше налог

Между тем, уплата налогов посредством оффшорных схем в мире финансов считается нормальным явлением. Каждый предприниматель желает найти для себя лучший оффшор ради основной цели: обеспечить себе комфортную налоговую нагрузку. К тому же, часто компания функционирует в одной стране, а ее акционеры — иностранные резиденты. В итоге владелец бизнеса должен оплатить двойной налог: родному государству и стране, где расположена компания.

Возвращаясь к Кипру, следует отметить, что за последнее десятилетие благодаря использованию оффшоров островитян отечественные компании вывели из РФ около 300 млрд долл., из которых в качестве инвестиций вернулось всего 64 млрд долл. В таком случае, проявление активности России в части пересмотра обозначенных соглашений с Кипром и с рядом других стран – само собой разумеющееся следствие. «Ежегодный приток в Россию 150 млрд рублей», — на эту сумму рассчитывает Минфин.

Мир не будет прежним: повышение прозрачности и открытости

Российский бизнес, включая средний и малый, стоит на пути приспособляемости, адаптации к другой реальности, формированию новых отношений, в том числе с международными налоговыми зонами. Финансовый мир все более стремится к прозрачности: банки повышают требования, цифровизируется внешний контроль, вводятся международные механизмы автоматического обмена информацией. И возможностей для утаивания сведений становится меньше. Эту нарастающую тенденцию к открытости особенно хорошо понимают крупные игроки бизнеса, многие из которых уже смирились с неизбежным и дали доступ налоговой к своим финансовым данным в режиме онлайн в рамках перехода на систему налогового мониторинга.

Для российских компаний давно не откровение поэтапное вскрытие налоговых реестров. На Каймановых островах, BVI информация находится в открытом доступе в реестре директоров. Не новость и введение обязательного финансового учета с сохранением за фискальными органами права требования годовой финансовой отчетности в любое время. Например, в 2014 году Англия, как позиционирующая себя частым элементом налогового планирования, предписала создание Открытого реестра бенефициаров. С тех пор вести бизнес в Англии стало еще более привлекательным. Максимальная прозрачность и легитимность не обошли стороной ведение бизнеса и в Новой Зеландии, Гонконге, Ирландии.

И все-таки, несмотря на все меры и общую мировую тенденцию к повышению прозрачности, статистика ЦБ РФ отмечает увеличивающуюся утечку капитала, включая и каналы оффшорных зон. В первом полугодии 2020-го сумма выведенных активов увеличилась практически на четверть в сравнении с тем же периодом 2019-го — с 23 млрд долл. до 29 млрд долл. Тут хорошо бы отметить, вывод бюджета из страны влияет на и без того застойное экономическое положение — сказывается нехватка инвестиций, включая ослабление рубля, что приводит к истощению бюджета обычных граждан.

 

Финансовый мир давно поделен на своих и чужих. Пребывающая в иллюзиях российская элита с нарушением рефлекса «свой-чужой» разбилась о борт дружбы с иностранными партнерами. Международный оффшорный рай для российского бизнеса готов захлопнуться, время массового использования транзитных компаний проходит. Россия на пороге формирования мощного инструмента глобальной политики — отечественных оффшоров. И первые результаты новой оффшорной кампании уже дали всходы.

Но как бы не вышло так, что Россия, стремящаяся к созданию собственных оффшорных территорий, оказывая сопротивление матерым налоговым зонам, сама не превратилась в налоговую гавань для иностранных партнеров.

Вас проконсультирует
Вячеслав Воробьев
Практика Налогов и права
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты