Креативная индустрия: понятие и ключевые характеристики
Креативная индустрия включает те сферы бизнеса, в основе которых лежит творчество.
Кино и анимация |
Театр |
Музеи, библиотеки |
Мода |
Дизайн |
Телевидение и радио |
Реклама |
Издательская деятельность |
Архитектура |
Фотография |
|
Информационные технологии и мультимедиа |
Музыка |
Компьютерные игры |
|
В России нет единого перечня видов деятельности, которые могла бы объединять креативная индустрия. На Югорском промышленно-инвестиционном форуме (ЮПИФ), состоявшемся в октябре 2021 года, был предложен перечень, который включает 20 сфер предпринимательства, в числе которых архитектура, кинопроизводство, компьютерные игры, детские игры и игрушки, гастрономия, мода, разработка программного обеспечения.
В предлагаемом Минкультуры варианте к категории креативного предпринимательства предлагается отнести компании, не менее половины затрат которых направлены в творчество, а также те, которые половину и более выручки формируют из доходов от реализации результатов творческой деятельности.
В мире этот сектор называют «оранжевой экономикой», имеющей огромный потенциал в обеспечении глобального экономического роста и социально-культурного развития. ООН объявила 2021 год Международным годом креативной экономики в интересах устойчивого развития. Креативная экономика стимулирует инновационную активность, обеспечивает рост уровня национального благосостояния и способствует культурному разнообразию.
Лидеры стран-участниц саммита G20 в Риме признали культуру и творческие индустрии движущими силами устойчивого развития и повышения экономической устойчивости, а министры культуры G20 рекомендовали включить культуру, культурное наследие и творческий сектор в стратегии восстановления после пандемии.
Общие тенденции развития креативной индустрии России
Глобальная креативная индустрия ежегодно генерирует 2 250 млрд долларов США, обеспечивает 30 млн рабочих мест и формирует 3% мирового ВВП. В развитых странах вклад креативных компаний в ВВП достигает 6-7%. При этом в данной сфере занято больше молодых людей (в возрасте 15–29 лет), чем в любом другом секторе, а женщины составляют почти половину.Рис.1. Количество организаций в креативной индустрии РФ в 2021 году
Источник: Расчетные данные
В 2021 году в России насчитывалось 165,3 тыс. компаний в сфере креативной индустрии. Преобладающую долю, 34,9%, формируют IT-компании, а в рекламе и PR ведут деятельность 20,9% организаций креативной индустрии. При этом количество действующих предприятий в этой сфере из года в год непрерывно сокращается: с 2016 года почти 27,4% компаний ушли из рекламы, на 8,3% снизилось число компаний в IT-секторе.
Рис. 2. Структура российского креативного рынка в 2021 года
Источник: Росстат
Объем российского креативного рынка составил более 1 трлн рублей, из которых 37% приходится на деятельность, связанную с рекламой, 28,4% или более 300 млрд рублей обеспечивают доходы от реализации архитектурных проектов. Телевидение и радиовещание формирует 20,8% отечественного креативного рынка.
Влияние пандемии на культурные сферы России
Творческая деятельность, исполнительское искусство
Креативная индустрия вошла в число самых пострадавших от пандемии COVID-19: карантин и меры социального дистанцирования отрицательно повлияли на сегменты, зависящие от живой аудитории и трансграничных поездок - исполнительское искусство и театр. В России почти 70% работников культуры и творческой индустрии заявили о потере доходов в размере от 50 до 75%.Рис. 3. Динамика доходов от реализации услуг в области исполнительского искусства
Источник: Росстат, оценочные данные
Пандемия ускорила инновации в творческих отраслях, в том числе переход к потоковой передаче живых выступлений для таких секторов как театр и исполнительское искусство. Многие театры по всей России сократили число посетителей до 25% вместимости, что крайне отрицательно сказалось на их выручке: в 2021 году показатель снизился на 70% по сравнению с 2019 годом. Для сокращения убытков театры и творческие студии перенесли спектакли в режим онлайн с помощью новых платформ, предлагающих зрителям доступ к культурным мероприятиям.
Музеи и галереи
Рис. 4. Динамика доходов от реализации услуг музеев, зоопарков, ботанических садов и пр.Источник: Росстат, оценочные данные
Снижение доходов музеев в период пандемии составило 63%, и деятельность многих из них перешла в онлайн-формат. Например, «Музей космонавтики LIVE» стал новым видом музейного телевидения. Каждую неделю музей выходит в прямые эфиры, в которых гиды и экскурсоводы рассказывают об экспонатах. Кроме того, для соблюдения требований к сохранению социальной дистанции в музеях стали чаще проводиться индивидуальные экскурсии, которые раньше не пользовались особым спросом.
Киноиндустрия
Рис. 5. Динамика доходов от производства кино и видеофильмовИсточник: Росстат, оценочные данные
Производство отечественных фильмов в период пандемии снизилось почти на 29,6%. В 2021 году Министерство культуры РФ профинансировало релиз 61 игрового фильма, неигровых – 196, включая 46 полнометражных, 16 научно-популярных фильмов, 99 анимационных и 19 сериалов. Пандемия привела к росту затрат на производство – перенос съемок, ограничения на съемочной площадке, тестирование съемочной группы и прочие факторы привели к росту бюджетов почти в 1,5 раза.
Государство субсидирует до 70% стоимости производства кинопродукции. В 2022 году Правительством будет выделено еще 11 млрд рублей, что поспособствует росту киноиндустрии и восстановлению до докризисного уровня. Несмотря на это, доля отечественного кино в российском прокате все еще остается довольно низкой: в 2019 году она составила 23,1%, в 2020 году была на уровне 47,9%, в 2021 году – 27,2%, а в 2022 году прогнозируется на уровне 21%.
В 2021 году объем кассовых сборов в кинотеатрах в премиальном сегменте повысился в 2,2 раза и составил 5,34 млрд рублей. Наиболее высокую динамику продемонстрировал сегмент 3D – за год он прибавил 297%, в то время как сегмент 2D увеличился только 71,7%. Однако отставание от показателя 2019 года все еще оставляет 59,8%.
Издательский бизнес
За время коронавирусной пандемии издательский рынок просел на 19,9% и составил 85,8 млрд рублей. Основное падение пришлось на издание печатных книг, объем реализации которых снизился на 26,6%. Выпуск журналов сократился на почти на треть, а издание газет на одну пятую. Такое сокращение производства связано на только с карантинными мерами, сколько с развитием онлайн продаж: количество загрузок аудио увеличилось на 37%.Рис. 6. Динамика доходов от реализации продукции издательств
Источник: Росстат, оценочные данные
В России выручка оффлайн-магазинов книг упала на 19% по сравнению с 2019 годом, тогда как продажи e-commerce и книжных клубов выросли на 24%. Помимо этого, среди книг, к которым обращались покупатели, набирают популярность аудиокниги в потоковом режиме. За период с 2019 года российский рынок аудиокниг увеличился вдвое.
Телевидение и радиовещание
Наиболее стабильную динамику демонстрирует телевидение и радиовещание. В период всплеска пандемии COVID-19 большинство радиостанций перевело рабочие процессы в дистанционный режим, и многие из них планирует сохранить его в будущем.В условиях вынужденной самоизоляции большинство россиян оставалось дома, что обеспечило высокий спрос на телевизионный контент, поэтому, несмотря на разразившийся глобальный кризис, падение объемов реализации не превысило 2%.
Рынок платного ТВ в 2021 году составил 106,2 млрд руб. Однако в период пандемии существенно вырос спрос на услуги платных онлайн-видеосервисов (IVI, Кинопоиск, Okko, Megogo и др.) Постепенно этот сектор начинает составлять конкуренцию платному ТВ.
Совокупные показатели российского креативного рынка
Таблица 1. Динамика объемов реализации продукции и услуг российского креативного рынка в 2017-2021 гг., млн руб.
Виды деятельности |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 (оценка) |
Деятельность издательская |
93 133 |
104 097 |
107 142 |
102 580 |
85 865 |
Производство программного обеспечения |
13 111 |
11 901 |
|||
Деятельность в сфере кино и видео |
49 012 |
65 348 |
65 948 |
63 355 |
45 310 |
Деятельность в области телевизионного и радиовещания |
201 718 |
244 486 |
225 328 |
234 156 |
221 023 |
Деятельность творческая в области искусства |
4 708 |
10 781 |
9 716 |
3 631 |
2 907 |
Деятельность в области архитектуры |
568 934 |
548 575 |
551 717 |
325 870 |
300 950 |
Деятельность рекламных агентств |
261 591 |
340 383 |
370 867 |
279 565 |
392 995 |
Деятельность музеев |
1 310 |
1 354 |
1 433 |
1 888 |
1 374 |
Всего объем креативного рынка |
1 180 406 |
1 315 024 |
1 332 151 |
1 124 155 |
1 062 325 |
Рынок рекламы, в отличие от всех других креативных рынков, восстановился одним из первых. Возобновление деловой активности, отмеченное еще в конце 2020 года, подстегнуло рост рекламного рынка, и, по итогам 2021 года, деятельность рекламных агентств принесла 392,9 млрд рублей выручки, что превысило докризисный уровень.
Деятельность в области архитектуры за время пандемии снизилась более чем на 45% из-за сокращения объемов нового строительства. Из-за падения покупательского спроса в 2020 году упал спрос на покупку жилья, что не могло не сказаться на реализации услуг архитекторов.
Таким образом, совокупный объем креативного рынка России составляет более 1 трлн рублей. Разразившийся в результате пандемии кризис отбросил рынок на уровень 2015-2016 гг.
Оценка перспективности внедрения налогового маневра для креативной индустрии
В связи с новым витком антироссийский санкций вопрос законной налоговой оптимизации и применения налоговых льгот для креативной индустрии становится крайне актуальным
Указанные меры должны увеличить объем креативной экономики 2,6 раза и стимулировать рост доли занятых россиян с 4,6% до 15%.
Как показал анализ, креативная индустрия по-разному реагирует на кризис: одни сегменты нуждаются в поддержке из-за понесенных потерь, другие же сохранили финансовые показатели на докризисном уровне.
Таблица 2. Сумма налогов, уплаченная компаниями креативного сектора в 2018-2021 гг., млн руб.
Совокупная налоговая нагрузка |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Деятельность издательская |
5 569 |
5 389 |
5 765 |
4 579 |
Производство программного обеспечения |
0 |
0 |
1 866 |
1 753 |
Деятельность в сфере кино и видео |
5 123 |
5 526 |
4 967 |
3 634 |
Деятельность в области телевизионного и радиовещания |
34 668 |
19 243 |
48 541 |
32 011 |
Деятельность творческая в области искусства |
296 |
209 |
103 |
75 |
Деятельность в области архитектуры |
56 229 |
49 765 |
44 742 |
33 104 |
Деятельность рекламных агентств |
23 214 |
14 649 |
25 037 |
19 768 |
Деятельность музеев и прочих объектов культуры |
30 |
35 |
42 |
32 |
Всего уплачено налогов креативным рынком |
125 130 |
94 817 |
131 063 |
94 956 |
Согласно данным ФНС, средний уровень доходности от продаж услуг радио и телевидения составлял 9-10% до кризиса, а в 2020 году снизился до 7,5%, что свидетельствует о вполне комфортном для отрасли налоговом бремени.
Производство программного обеспечения фиксировало рентабельность продаж на уровне 5-5,5%. Введенные налоговые льготы снизили фискальную нагрузку на IT-компании, и в 2021 году рентабельность продаж, по нашим оценкам, составила 6,4%.
Так, при принятии решения о предоставлении представителям креативной индустрии налоговых льгот, следует принимать во внимание следующие факторы:
- Основной доход компании должна составлять выручка от реализации продуктов творческой деятельности. Предложенный критерий в 50% по выручке и затратам для включения компании в число пользователей налоговой льготы позволит существенному количеству компаний воспользоваться льготой. Этот критерий пришел на смену адресной помощи по ОКВЭДу, которая не раз подвергалась критике в период пандемии. Далеко не всегда представители креативной индустрии подпадают под формальные критерии из-за банального некорректного выбора ОКВЭД или в связи с отсутствием кода по их профилю.
- Льгота должна предоставляться наиболее пострадавшим представителям креативного сектора. Например, телевидение и радиовещание, хоть и имеют высокую налоговую нагрузку, обеспечивают необходимый прирост выручки и приемлемый уровень рентабельности. Налоговая нагрузка не должна мешать бизнесу развиваться, а льготы должны предоставляться тем, кто в них действительно нуждается – театрам, музеям, архитектурным бюро и прочим культурным организациям, уровень рентабельности продаж которых не превышает 3% в спокойные годы, а в кризис компании терпят убытки. В подобных случаях необходимы не только налоговые льготы, но и расширенные инструменты финансовой поддержки.
- Налоговая льгота должна предоставляться на достаточно длительный срок, чтобы ей могли воспользоваться не только действующие представители креативной индустрии, но и те, кто только решился создать свой бизнес.