В настоящее время национальная экономика России ориентирована на инновационное развитие: внедрение инновационных технологий и создание инновационной продукции. Это обусловливает создание и поддержку инновационных кластерных образований, кластерных проектов в масштабах страны.

Инновационные кластеры в мире и в России

Кластер – совокупность разноотраслевых субъектов хозяйствования, объединяющихся в целях достижения высоких рыночных показателей за счет производства конкурентоспособной и/или инновационной продукции и располагающихся на одной территории.

Согласно Global Innovation Index (GII - 2020), Россия находится на 47 месте из 131 стран по уровню инновационного развития в контексте глобальной кластеризации, поднявшись с 2015 года всего на 2 пункта. По сравнению со странами-лидерами, Россия имеет низкие показатели кластерного развития: 95 место в мировом рейтинге, незначительный уровень кластерной концентрации – 0,3 и интегральной оценки по GII – 3,4 из 7 (максимальная рейтинговая оценка) (табл.1).


Таблица 1. Показатели уровня кластеризации в 2018 - 2020 гг.

Страна

Интегральная оценка по GII

2018 г.

Страна

Интегральная оценка по GII

2019 г.

Страна

Интегральная оценка по GII

2020 г.

Кластерная концентрация 2020 г.

1

США

5,7

1

Италия

5,5

1

США

5,5

1

2

Швейцария

5,5

2

Германия

5,4

2

Китай

5,4

0,99

3

Нидерланды

5,4

3

Швейцария

5,3

3

Швейцария

5,3

0,98

4

Китай

5,4

4

Китай

5,3

4

Германия

5,3

0,98

5

Япония

5,3

5

Нидерланды

5,2

5

Великобритания

5,3

0,97

6

Россия

3,5

101

Россия

3,4

95

Россия

3,4

0,3


Источник: Global Innovation Index for 2018 - 2020.

URL: https://www.globalinnovationindex.org


Такое отставание России от мировых стран-лидеров по кластерному развитию возможно объяснить, прежде всего, тем, что более 75% инновационных кластеров инициированы только после 2012 года. Потому в настоящее время они находятся на начальном этапе своего становления и

развития.

Начиная с 2012 года, в РФ наблюдается два основных тренда кластерного развития:

  • Минэкономразвития России осуществляет программную поддержку инновационных территориальных кластерных образований (ИТК);

  • Минпромторг России осуществляет собственную программную поддержку промышленных кластеров.

Специфика кластерного развития и формы кластеризации в России определяются вышеназванными направлениями кластерной политики государства. 


Рисунок 1. Динамика создания ИТК в РФ

Рисунок 1. Динамика создания ИТК в РФ


С 2012 года стартовала программа поддержки ИТК со стороны Минэкономразвития России, целью которой явилось укрепление кооперации между предприятиями, научно-образовательными организациями – участниками кластерных образований, а также повышение научно-технического и производственного потенциала наиболее инновационно-активных территорий РФ. Данная программа разрабатывалась с учетом лучших международных практик кластерного развития.

В частности, разработчики опирались на логику следующих зарубежных инициатив:

  • программа поддержки ведущих кластеров Германии SpitzenclusterWettbewerb, основная цель которой – преодоление разрыва между наукой и производством путем оказания поддержки передовым кластерам в наукоемких секторах и регионам их базирования;

  • программа поддержки полюсов конкурентоспособности Франции Pôles de Compétitivité, направленная на развитие синергии и софинансирование совместных исследовательских проектов участников кластеров, а также коммерциализацию их результатов.

Данные программы предполагали проведение конкурсов с целью отбора лучших кластерных проектов, реализация которых субсидировалась в течение 5 лет из государственного бюджета. Например, на территории Германии в настоящее время функционирует 15 кластеров, которые на мировом уровне признаны ведущими, а во Франции 70 кластерных проектов являются высококонкурентоспособными.

В России также проводился конкурсный отбор пилотных ИТК. Из 94 поданных на конкурс заявок было отобрано 25 (в 2015 г. – 27, в 2018 г. – 25, в 2020 г. - 31) кластерных проектов (табл. 2), которые реализуются в настоящее время на территориях с высоким уровнем инновационной активности, в частности, в регионах, признанных особыми экономическими зонами (ОЭЗ), закрытыми территориальными образованиями (ЗАТО), территориями опережающего развития (ТОР), где функционируют наукограды.

ИТК функционируют в таких основных отраслях экономики, как судостроение, биотехнология, медицинская промышленность, информационно-коммуникационные технологии, электроника, нефтехимия, а также создание ядерных и радиационных технологий, аэрокосмических аппаратов. 


Таблица 2. Экономическое состояние инновационные территориальных кластеров по состоянию на 2020 г.

Уровень эффективности

Кластер

Производ.

труда, млн.руб.на чел.

Величина налог.поступл на 1 участника, млн.руб.

Кол-во совместн.проект. на 1 участника

Налог. нагрузка, млн.руб.

Высокий уровень

6,671

728

0,3

822,4

1

ИТК «Фотоника», Пермский край

 

 

 

 

2

ИТК ядерно-физических нанотехнологий, г. Дубна

3

Индустриальный ИТК в сфере нефтехимии и автомобилестроения, г. Нижний Новгород

4

ИТК Новые материалы, лазерные и радиационные технологии, г. Троицк

Средний уровень

2,505

556,7

0,22

960

1

Кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины, Калужский регион

 

 

 

 

2

Консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа»», Ульяновский регион

3

Ядерно-инновационный кластер, г. Димитровград, Ульяновский регион

4

Промышленный кластер станкостроения и станкоинструментальной промышленности «Липецкмаш»

5

Электротехнический кластер, Псковский регион

6

Биофармацевтический кластер, Алтай

7

Судостроительный ИТК, Архангельский регион

8

Аэрокосмический ИТК, Самарский регион

9

Биотехнологический ИТК «Пущино», Московский регион

Низкий уровень

1,65

323,9

0,13

1064,8

1

Камский ИТК, Республика Татарстан

 

 

 

 

2

НПК «Сибирский наукополис», Новосибирский регион

3

Нефтехимический ИТК, Республика Башкортостан

4

Машиностроительный кластер Удмуртской Республики

5

Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий, г. СПб.

6

ИТК «Зеленоград», г. Москва

7

Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением, Республика Мордовия

8

Комплексная переработка угля и техногенных отходов, Кемеровский регион

9

ИТК «Технополис «Новый Звездный», Пермский край

10

ИТК «Физтех XXI», г. Химки, Московский регион

11

Кластер инновационных технологий ЗАТО, Красноярский край

12

Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфо-телекоммуникаций, г. СПб.

13

ИТК «Титановый кластер», Свердловский регион

14

ИТК «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии», Томский регион

15

ИТК авиастроения и судостроения, Хабаровский край

16

Кластер производителей нефтегазового и химического оборудования, Воронежский регион

17

Кластер машиностроения и приборостроения, Республика Бурятия

18

Кластер метровагоностроения, Московский и Тверской регион


Источник: Минэкономразвития России


Эффективность российских инновационных кластеров

Анализ произведенных расчетов показывает, что российский ИТК в настоящее время является эффективным, если:

  1. на одного работника приходится не меньше 6,67 млн. руб. в рамках оценки производительности труда в субъектах хозяйствования - участников кластерных образований;

  2. на одного участника кластерного образования приходится не меньше 728 млн. руб. в совокупном объеме налоговых поступлений.

И неэффективным, если:

  1. на одного работника приходится менее 1,65 млн. руб. в рамках оценки производительности труда в субъектах хозяйствования - участников кластерных образований;

  2. на одного участника кластерного образования приходится меньше 323,9 млн. руб. в совокупном объеме налоговых поступлений.

Кроме того, эффективным является такое кластерное образование, где налоговая нагрузка на одного его участника не превышает 1 тыс. руб. на 1 доллар инвестиционных вложений.


Государственная поддержка инновационных кластеров

В конце 2016 года поддержка ИТК в России реализуется за счет запуска приоритетного проекта «Развитие инновационных кластеров - лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня» со стороны Минэкономразвития РФ. Цель данного проекта – оказать содействие экономическому росту страны, обеспечить ее инновационное развитие, увеличить экспорт высокотехнологической продукции, коммерциализировать инновационные технологии, и, в целом, укрепить национальную конкурентоспособность.

Стоит отметить, что Программа поддержки кластеров-лидеров в России стартовала одновременно с канадской национальной программой Innovation Superclusters («Инновационные суперкластеры»), задача которой состоит в концентрации усилий государства на региональных точках роста, в которых присутствует критическая масса компаний определенных видов деятельности с высоким потенциалом выхода на международную арену. Пять канадских суперкластеров были отобраны для получения поддержки в области коммерциализации технологий, запуска совместных научно-исследовательских проектов и укрепления позиций национальных компаний на развивающихся мировых рынках.

В рамках реализации российского проекта поддержки ИТК в 2016 году на конкурс было отправлено 22 заявки из 21 субъекта РФ, по итогам которого утверждено 11 инновационных территориальных кластера. В 2017 году – 12 ИТК. Значительного сокращения количества кластеров не произошло, большинство из ИТК были объединены в консорциумы (табл. 3).

Все ИТК были отнесены к двум типам:

  • территориальное объединение научных и образовательных учреждений, основанное на мировой практике создания научно-образовательных центров с целью реализации научно-исследовательского потенциала;

  • территориальное объединение крупных бизнес-компаний, занимающихся разработкой и реализацией высокотехнологической продукции.


Таблица 3. Инновационные кластеры-лидеры мирового уровня в РФ по состоянию на 2019 г.

Отрасль

Регион

ИТК

1

Биотехнологии. Медицина и фармацевтика. ИКТ. Новые материалы. Ядерные и радиационные технологии. Космическая промышленность. Авиастроение. Оптика и фотоника.

Московский

Консорциум инновационных кластеров

2

Медицина и фармацевтика. Ядерные и радиационные технологии

Калужский

ИТК «Фармацевтика, биотехнологии и биомедицина»

3

Производство машин и оборудования.

Липецкий

ИТК «Долина машиностроения»

4

Оптика и фотоника. Микроэлектроника и приборостроение.

Республика Мордовия

ИТК РМ

5

Авиастроение. Новые материалы. Ядерные и радиационные технологии.

Ульяновский

ИТК

6

Медицина и фармацевтика. Биотехнологии. ИКТ.

Санкт-Петербург

ИТК «Инноград науки и технологий»

7

Химическое производство

Республика Башкортостан

Нефтехимический ИТК РБ

8

Автомобилестроение. Химическое производство.

Республика Татарстан

Камский ИТПК РТ

9

Космическая промышленность. Авиастроение.

Самарский

ИТАЭК

10

Ядерные и радиационные технологии. Космическая промышленность. Новые материалы.

Красноярский край

Технополис «Енисей»

11

Медицина и фармацевтика. ИКТ. Микроэлектроника и приборостроение.

Томский

ИТК «Smart Technologies Tomsk»

12

ИКТ. Медицина и фармацевтика.

Новосибирский

НПК «Сибирский наукополис»


Источник: Минэкономразвития России


В ноябре 2018 года, согласно Указа Президента РФ № 672, был дан старт созданию инновационного кластера на территории г. Москвы. Уже в 2020 году, по данным Global Innovation Index, Московский инновационный кластер (МИК) получил 32 место в международном рейтинге лучших инновационных кластерных образований мира, поднявшись с 2017 года на 25 пунктов. Большинство участников МИК являются малыми и средними инновационными предприятиями из Москвы и других субъектов РФ. Общее количество участников превышает сегодня 17 тыс., где 11 525 – инновационные предприятия Москвы, 5 688 – из других областей РФ.

Создание МИК ориентирована на формирование единой системы управления инновационной структурой города, его кадровым и производственным потенциалом, а также обеспечение условий для разработки, реализации и экспортирования высокотехнологической продукции.

С 2015 года параллельно реализуется программа поддержки промышленных кластеров со стороны Минпромторга России, ориентированная на импортозамещение за счет создания цепочки добавленной стоимости в данных кластерах. Приоритетными стали те промышленные кластеры, которые осуществляют деятельность в следующих отраслях: 

  • авиастроение,

  • лесоводство,

  • пищевая промышленность,

  • микроэлектроника и приборостроение,

  • оптика и фотоника,

  • нефтехимия,

  • фармацевтическая и медицинская промышленность,

  • автомобилестроение.


Характеристика кластерного развития в России

На начало 2020 года в России образовано 44 промышленных кластеров, тогда как в 2016 их насчитывалось 26, в 2017-2018 гг. – по 25 кластеров-лидеров соответственно. В настоящее время данные кластеры имеют разный уровень организационного развития: только 3 промышленных кластера соответствуют высокому уровню, 10 – среднему, а 31 – находятся на стадии начального развития.

Из 44 промышленных кластеров самое большое количество (14) сосредоточено в Поволжье (ПФО), 12 кластеров – в ЦФО, 8 – в СЗФО (рис.2).


Рис. 2. Географическое расположение промышленных кластеров по состоянию на начало 2020 г.

Рис. 2. Географическое расположение промышленных кластеров по состоянию на начало 2020 г.

Источник: Минпромторг России


Исходя из представленных данных, следует, что самое большое число промышленных кластеров сосредоточено в Европейской части России, где наблюдается наибольшая инновационная активность: Приволжский, Центральный и Северо-Западный федеральные округа. Соответственно, наименее развитыми с точки зрения кластерного образования сегодня являются Дальневосточный, Южный и Северо-Кавказский федеральные округа.

Регионами-лидерами по количеству промышленных кластеров являются Ульяновская и Челябинская области, г. Санкт-Петербург и Республика Татарстан, которые имеют по 3 кластера в каждом регионе; а также Омская, Калужская, Пензенская и Воронежская области, имеющие по 2 кластерных образования.

Все промышленные кластеры относятся к государственной форме собственности и развиваются на принципах Greenfield. Данный способ предполагает строительство инновационного парка «под ключ» на большой свободной территории со значительными инвестиционными вливаниями. Однако за счет проектирования современной инфраструктуры и новых коммуникаций реализуется возможность существенного роста производственных мощностей с меньшими издержками.

В целом, с 2012-2019 гг. в России разработаны законодательные основы поддержки развития 119 кластеров из 52 субъектов РФ. Из общего количества кластерных образований 31 являются инновационными (ИТК) и 44 – промышленными, функционирующие в основных отраслях экономики РФ. Субсидирование кластерных проектов со стороны государства составило более 6,5 млрд. руб., обеспечив рост кооперационных связей между субъектами кластерного развития в сумме, превышающей 2 млрд. руб., и высокопроизводительных рабочих мест, превышающих 1 тыс. 

Анализ динамики основных показателей кластеризации в России в период 2015-2019 гг. показывает наличие положительного вектора развития ее основных функциональных индикаторов (табл. 4). Можно отметить возрастание внутреннего мотивационного фактора участников кластерных образований вне зависимости от субсидирования со стороны государства, о чем свидетельствует преобладание среднегодового темпа роста внутренних инвестиций (26,4%) над темпом роста внешних инвестиций (всего 6%).

Также следует отметить положительную динамику обеспечения населения высокопроизводительными рабочими местами, которую можно интерпретировать в качестве инвестиционного эффекта, где средний темп роста составляет 10,9%. 


Таблица 4. Динамика основных показателей кластерного развития в России в 2015–2019 гг.

Показатели

2015

2016

2017

2018

2019

Число работников в кластерных образованиях, тыс.ч.

925,9

951

966,9

997

1029

Высокопроизводит.

раб.места, ед.

44588

49334

56206

60041

66220

Величина внутр.инвест, млрд.руб.

656

834,2

935,1

1054,3

1228

Бюджетн.и внебюджетн.источники финансирования, млрд.руб.

565,2

629,7

648,1

670

712,1

Реализованный участниками класт.образ.бюджет НИОКР, млрд.руб.

115,2

129,8

140

143,9

150,2


Источник: Российская кластерная обсерватория. URL: https://cluster.hse.ru



За период 2015-2019 гг. бюджет хозяйствующих субъектов, функционирующих в условиях кластерных образований, на НИОКР увеличился в 1,5 раза, а среднегодовой темп роста – на 8%. Такие показатели говорят об осознанном отношении предприятий кластера к важности и необходимости разработки и внедрения инноваций, непосредственно оказывающих влияние на конкурентоспособность кластерного образования.

Более 72% бюджетных средств со стороны государства направлено на формирование инфраструктуры, стимулирующей образовательный и инновационный потенциал кластеров. Это связано, в первую очередь, с необходимостью укрепления методологии «тройная спираль» и уже имеющимися положительными практиками кластерного развития.

Государственное финансирование кооперации кластерных образований в целях реализации проектов возможно, если число участников превышает 2 единицы. Однако финансирование кооперационных связей в кластерном развитии за рассматриваемый период незначительное (11,8%). Производственная кооперация кластеров России в настоящее время развита на низком уровне – только в 3,1 % случаев отмечается рост данного показателя, научно-исследовательские кооперационные связи чуть выше – 6,6%.

Методология Глобальной кластерной обсерватории в РФ определила наименьший порог эффективности кооперационных процессов – 28%. В большинстве стран-лидеров по кластерному развитию данный показатель имеет значения от 30% до 60%. 


Выводы

В целом, следует заключить, что в настоящее время относительно высокий темп кластерного развития в России связан, с одной стороны, с наличием совокупности MAR-эффектов[1] от деятельности кластерного образования, что мотивирует участников кластеров к их развитию, с другой – с государственной законодательной и финансовой поддержкой кластерных проектов и кластеризации в целом.

Тем не менее, существующее стимулирование кластеризации со стороны государства в части развития кооперационных связей сегодня является недостаточным. В связи с этим на данный момент невозможно обеспечить интенсификацию инновационного и экономического развития страны, обусловливая пробелы в достижении программных стратегических задач.

Начиная с 2019 года, согласно Постановлению Правительства РФ от 28 января 2016 г. № 41, в РФ осуществляется переход на новую кластерную политику, где основной акцент делается на межкластерном взаимодействии и развитии совместных проектов промышленных кластеров со стороны Минпромторга России. Параллельно Минэкономразвития России, по сути, завершило программную поддержку инновационных территориальных кластеров.



[1] MAR-эффект (Маршаллианский эффект - первые буквы фамилий ученых Marshall, Arrow, Romer) – перечень внешних экономий, выражающийся, в том числе, в усилении кооперационных связей между участниками кластерного образования, появлении экономической и финансовой эффективности от процесса кластеризации.






Вас проконсультирует
Владимир Поклад
Директор департамента Управленческого консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты