В настоящее время национальная экономика России ориентирована на инновационное развитие: внедрение инновационных технологий и создание инновационной продукции. Это обусловливает создание и поддержку инновационных кластерных образований, кластерных проектов в масштабах страны.
Инновационные кластеры в мире и в России
Кластер – совокупность разноотраслевых субъектов хозяйствования, объединяющихся в целях достижения высоких рыночных показателей за счет производства конкурентоспособной и/или инновационной продукции и располагающихся на одной территории.
Согласно Global Innovation Index (GII - 2020), Россия находится на 47 месте из 131 стран по уровню инновационного развития в контексте глобальной кластеризации, поднявшись с 2015 года всего на 2 пункта. По сравнению со странами-лидерами, Россия имеет низкие показатели кластерного развития: 95 место в мировом рейтинге, незначительный уровень кластерной концентрации – 0,3 и интегральной оценки по GII – 3,4 из 7 (максимальная рейтинговая оценка) (табл.1).
Таблица 1. Показатели уровня кластеризации в 2018 - 2020 гг.
№ |
Страна |
Интегральная оценка по GII 2018 г. |
№ |
Страна |
Интегральная оценка по GII 2019 г. |
№ |
Страна |
Интегральная оценка по GII 2020 г. |
Кластерная концентрация 2020 г. |
1 |
США |
5,7 |
1 |
Италия |
5,5 |
1 |
США |
5,5 |
1 |
2 |
Швейцария |
5,5 |
2 |
Германия |
5,4 |
2 |
Китай |
5,4 |
0,99 |
3 |
Нидерланды |
5,4 |
3 |
Швейцария |
5,3 |
3 |
Швейцария |
5,3 |
0,98 |
4 |
Китай |
5,4 |
4 |
Китай |
5,3 |
4 |
Германия |
5,3 |
0,98 |
5 |
Япония |
5,3 |
5 |
Нидерланды |
5,2 |
5 |
Великобритания |
5,3 |
0,97 |
6 |
Россия |
3,5 |
101 |
Россия |
3,4 |
95 |
Россия |
3,4 |
0,3 |
Источник: Global Innovation Index for 2018 - 2020.
URL: https://www.globalinnovationindex.org
Такое отставание России от мировых стран-лидеров по кластерному развитию возможно объяснить, прежде всего, тем, что более 75% инновационных кластеров инициированы только после 2012 года. Потому в настоящее время они находятся на начальном этапе своего становления и
развития.
Начиная с 2012 года, в РФ наблюдается два основных тренда кластерного развития:
-
Минэкономразвития России осуществляет программную поддержку инновационных территориальных кластерных образований (ИТК);
-
Минпромторг России осуществляет собственную программную поддержку промышленных кластеров.
Специфика кластерного развития и формы кластеризации в России определяются вышеназванными направлениями кластерной политики государства.
Рисунок 1. Динамика создания ИТК в РФ
С 2012 года стартовала программа поддержки ИТК со стороны Минэкономразвития России, целью которой явилось укрепление кооперации между предприятиями, научно-образовательными организациями – участниками кластерных образований, а также повышение научно-технического и производственного потенциала наиболее инновационно-активных территорий РФ. Данная программа разрабатывалась с учетом лучших международных практик кластерного развития.
В частности, разработчики опирались на логику следующих зарубежных инициатив:
-
программа поддержки ведущих кластеров Германии SpitzenclusterWettbewerb, основная цель которой – преодоление разрыва между наукой и производством путем оказания поддержки передовым кластерам в наукоемких секторах и регионам их базирования;
-
-
программа поддержки полюсов конкурентоспособности Франции Pôles de Compétitivité, направленная на развитие синергии и софинансирование совместных исследовательских проектов участников кластеров, а также коммерциализацию их результатов.
Данные программы предполагали проведение конкурсов с целью отбора лучших кластерных проектов, реализация которых субсидировалась в течение 5 лет из государственного бюджета. Например, на территории Германии в настоящее время функционирует 15 кластеров, которые на мировом уровне признаны ведущими, а во Франции 70 кластерных проектов являются высококонкурентоспособными.
В России также проводился конкурсный отбор пилотных ИТК. Из 94 поданных на конкурс заявок было отобрано 25 (в 2015 г. – 27, в 2018 г. – 25, в 2020 г. - 31) кластерных проектов (табл. 2), которые реализуются в настоящее время на территориях с высоким уровнем инновационной активности, в частности, в регионах, признанных особыми экономическими зонами (ОЭЗ), закрытыми территориальными образованиями (ЗАТО), территориями опережающего развития (ТОР), где функционируют наукограды.
ИТК функционируют в таких основных отраслях экономики, как судостроение, биотехнология, медицинская промышленность, информационно-коммуникационные технологии, электроника, нефтехимия, а также создание ядерных и радиационных технологий, аэрокосмических аппаратов.
Таблица 2. Экономическое состояние инновационные территориальных кластеров по состоянию на 2020 г.
№ |
Уровень эффективности |
Кластер |
Производ. труда, млн.руб.на чел. |
Величина налог.поступл на 1 участника, млн.руб. |
Кол-во совместн.проект. на 1 участника |
Налог. нагрузка, млн.руб. |
Высокий уровень |
6,671 |
728 |
0,3 |
822,4 |
||
1 |
ИТК «Фотоника», Пермский край |
|
|
|
|
|
2 |
ИТК ядерно-физических нанотехнологий, г. Дубна |
|||||
3 |
Индустриальный ИТК в сфере нефтехимии и автомобилестроения, г. Нижний Новгород |
|||||
4 |
ИТК Новые материалы, лазерные и радиационные технологии, г. Троицк |
|||||
Средний уровень |
2,505 |
556,7 |
0,22 |
960 |
||
1 |
Кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины, Калужский регион |
|
|
|
|
|
2 |
Консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа»», Ульяновский регион |
|||||
3 |
Ядерно-инновационный кластер, г. Димитровград, Ульяновский регион |
|||||
4 |
Промышленный кластер станкостроения и станкоинструментальной промышленности «Липецкмаш» |
|||||
5 |
Электротехнический кластер, Псковский регион |
|||||
6 |
Биофармацевтический кластер, Алтай |
|||||
7 |
Судостроительный ИТК, Архангельский регион |
|||||
8 |
Аэрокосмический ИТК, Самарский регион |
|||||
9 |
Биотехнологический ИТК «Пущино», Московский регион |
|||||
Низкий уровень |
1,65 |
323,9 |
0,13 |
1064,8 |
||
1 |
Камский ИТК, Республика Татарстан |
|
|
|
|
|
2 |
НПК «Сибирский наукополис», Новосибирский регион |
|||||
3 |
Нефтехимический ИТК, Республика Башкортостан |
|||||
4 |
Машиностроительный кластер Удмуртской Республики |
|||||
5 |
Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий, г. СПб. |
|||||
6 |
ИТК «Зеленоград», г. Москва |
|||||
7 |
Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением, Республика Мордовия |
|||||
8 |
Комплексная переработка угля и техногенных отходов, Кемеровский регион |
|||||
9 |
ИТК «Технополис «Новый Звездный», Пермский край |
|||||
10 |
ИТК «Физтех XXI», г. Химки, Московский регион |
|||||
11 |
Кластер инновационных технологий ЗАТО, Красноярский край |
|||||
12 |
Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфо-телекоммуникаций, г. СПб. |
|||||
13 |
ИТК «Титановый кластер», Свердловский регион |
|||||
14 |
ИТК «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии», Томский регион |
|||||
15 |
ИТК авиастроения и судостроения, Хабаровский край |
|||||
16 |
Кластер производителей нефтегазового и химического оборудования, Воронежский регион |
|||||
17 |
Кластер машиностроения и приборостроения, Республика Бурятия |
|||||
18 |
Кластер метровагоностроения, Московский и Тверской регион |
Источник: Минэкономразвития России
Эффективность российских инновационных кластеров
Анализ произведенных расчетов показывает, что российский ИТК в настоящее время является эффективным, если:
-
на одного работника приходится не меньше 6,67 млн. руб. в рамках оценки производительности труда в субъектах хозяйствования - участников кластерных образований;
-
на одного участника кластерного образования приходится не меньше 728 млн. руб. в совокупном объеме налоговых поступлений.
И неэффективным, если:
-
на одного работника приходится менее 1,65 млн. руб. в рамках оценки производительности труда в субъектах хозяйствования - участников кластерных образований;
-
на одного участника кластерного образования приходится меньше 323,9 млн. руб. в совокупном объеме налоговых поступлений.
Кроме того, эффективным является такое кластерное образование, где налоговая нагрузка на одного его участника не превышает 1 тыс. руб. на 1 доллар инвестиционных вложений.
Государственная поддержка инновационных кластеров
В конце 2016 года поддержка ИТК в России реализуется за счет запуска приоритетного проекта «Развитие инновационных кластеров - лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня» со стороны Минэкономразвития РФ. Цель данного проекта – оказать содействие экономическому росту страны, обеспечить ее инновационное развитие, увеличить экспорт высокотехнологической продукции, коммерциализировать инновационные технологии, и, в целом, укрепить национальную конкурентоспособность.
Стоит отметить, что Программа поддержки кластеров-лидеров в России стартовала одновременно с канадской национальной программой Innovation Superclusters («Инновационные суперкластеры»), задача которой состоит в концентрации усилий государства на региональных точках роста, в которых присутствует критическая масса компаний определенных видов деятельности с высоким потенциалом выхода на международную арену. Пять канадских суперкластеров были отобраны для получения поддержки в области коммерциализации технологий, запуска совместных научно-исследовательских проектов и укрепления позиций национальных компаний на развивающихся мировых рынках.
В рамках реализации российского проекта поддержки ИТК в 2016 году на конкурс было отправлено 22 заявки из 21 субъекта РФ, по итогам которого утверждено 11 инновационных территориальных кластера. В 2017 году – 12 ИТК. Значительного сокращения количества кластеров не произошло, большинство из ИТК были объединены в консорциумы (табл. 3).
Все ИТК были отнесены к двум типам:
-
территориальное объединение научных и образовательных учреждений, основанное на мировой практике создания научно-образовательных центров с целью реализации научно-исследовательского потенциала;
-
-
территориальное объединение крупных бизнес-компаний, занимающихся разработкой и реализацией высокотехнологической продукции.
Таблица 3. Инновационные кластеры-лидеры мирового уровня в РФ по состоянию на 2019 г.
№ |
Отрасль |
Регион |
ИТК
|
1 |
Биотехнологии. Медицина и фармацевтика. ИКТ. Новые материалы. Ядерные и радиационные технологии. Космическая промышленность. Авиастроение. Оптика и фотоника. |
Московский |
Консорциум инновационных кластеров |
2 |
Медицина и фармацевтика. Ядерные и радиационные технологии |
Калужский |
ИТК «Фармацевтика, биотехнологии и биомедицина» |
3 |
Производство машин и оборудования. |
Липецкий |
ИТК «Долина машиностроения» |
4 |
Оптика и фотоника. Микроэлектроника и приборостроение. |
Республика Мордовия |
ИТК РМ |
5 |
Авиастроение. Новые материалы. Ядерные и радиационные технологии. |
Ульяновский |
ИТК |
6 |
Медицина и фармацевтика. Биотехнологии. ИКТ. |
Санкт-Петербург |
ИТК «Инноград науки и технологий» |
7 |
Химическое производство |
Республика Башкортостан |
Нефтехимический ИТК РБ |
8 |
Автомобилестроение. Химическое производство. |
Республика Татарстан |
Камский ИТПК РТ |
9 |
Космическая промышленность. Авиастроение. |
Самарский |
ИТАЭК |
10 |
Ядерные и радиационные технологии. Космическая промышленность. Новые материалы. |
Красноярский край |
Технополис «Енисей» |
11 |
Медицина и фармацевтика. ИКТ. Микроэлектроника и приборостроение. |
Томский |
ИТК «Smart Technologies Tomsk» |
12 |
ИКТ. Медицина и фармацевтика. |
Новосибирский |
НПК «Сибирский наукополис» |
Источник: Минэкономразвития России
В ноябре 2018 года, согласно Указа Президента РФ № 672, был дан старт созданию инновационного кластера на территории г. Москвы. Уже в 2020 году, по данным Global Innovation Index, Московский инновационный кластер (МИК) получил 32 место в международном рейтинге лучших инновационных кластерных образований мира, поднявшись с 2017 года на 25 пунктов. Большинство участников МИК являются малыми и средними инновационными предприятиями из Москвы и других субъектов РФ. Общее количество участников превышает сегодня 17 тыс., где 11 525 – инновационные предприятия Москвы, 5 688 – из других областей РФ.
Создание МИК ориентирована на формирование единой системы управления инновационной структурой города, его кадровым и производственным потенциалом, а также обеспечение условий для разработки, реализации и экспортирования высокотехнологической продукции.
С 2015 года параллельно реализуется программа поддержки промышленных кластеров со стороны Минпромторга России, ориентированная на импортозамещение за счет создания цепочки добавленной стоимости в данных кластерах. Приоритетными стали те промышленные кластеры, которые осуществляют деятельность в следующих отраслях:
-
авиастроение,
-
лесоводство,
-
пищевая промышленность,
-
микроэлектроника и приборостроение,
-
оптика и фотоника,
-
нефтехимия,
-
фармацевтическая и медицинская промышленность,
-
-
автомобилестроение.
Характеристика кластерного развития в России
На начало 2020 года в России образовано 44 промышленных кластеров, тогда как в 2016 их насчитывалось 26, в 2017-2018 гг. – по 25 кластеров-лидеров соответственно. В настоящее время данные кластеры имеют разный уровень организационного развития: только 3 промышленных кластера соответствуют высокому уровню, 10 – среднему, а 31 – находятся на стадии начального развития.
Из 44 промышленных кластеров самое большое количество (14) сосредоточено в Поволжье (ПФО), 12 кластеров – в ЦФО, 8 – в СЗФО (рис.2).
Рис. 2. Географическое расположение промышленных кластеров по состоянию на начало 2020 г.
Источник: Минпромторг России
Исходя из представленных данных, следует, что самое большое число промышленных кластеров сосредоточено в Европейской части России, где наблюдается наибольшая инновационная активность: Приволжский, Центральный и Северо-Западный федеральные округа. Соответственно, наименее развитыми с точки зрения кластерного образования сегодня являются Дальневосточный, Южный и Северо-Кавказский федеральные округа.
Регионами-лидерами по количеству промышленных кластеров являются Ульяновская и Челябинская области, г. Санкт-Петербург и Республика Татарстан, которые имеют по 3 кластера в каждом регионе; а также Омская, Калужская, Пензенская и Воронежская области, имеющие по 2 кластерных образования.
Все промышленные кластеры относятся к государственной форме собственности и развиваются на принципах Greenfield. Данный способ предполагает строительство инновационного парка «под ключ» на большой свободной территории со значительными инвестиционными вливаниями. Однако за счет проектирования современной инфраструктуры и новых коммуникаций реализуется возможность существенного роста производственных мощностей с меньшими издержками.
В целом, с 2012-2019 гг. в России разработаны законодательные основы поддержки развития 119 кластеров из 52 субъектов РФ. Из общего количества кластерных образований 31 являются инновационными (ИТК) и 44 – промышленными, функционирующие в основных отраслях экономики РФ. Субсидирование кластерных проектов со стороны государства составило более 6,5 млрд. руб., обеспечив рост кооперационных связей между субъектами кластерного развития в сумме, превышающей 2 млрд. руб., и высокопроизводительных рабочих мест, превышающих 1 тыс.
Анализ динамики основных показателей кластеризации в России в период 2015-2019 гг. показывает наличие положительного вектора развития ее основных функциональных индикаторов (табл. 4). Можно отметить возрастание внутреннего мотивационного фактора участников кластерных образований вне зависимости от субсидирования со стороны государства, о чем свидетельствует преобладание среднегодового темпа роста внутренних инвестиций (26,4%) над темпом роста внешних инвестиций (всего 6%).
Также следует отметить положительную динамику обеспечения населения высокопроизводительными рабочими местами, которую можно интерпретировать в качестве инвестиционного эффекта, где средний темп роста составляет 10,9%.
Таблица 4. Динамика основных показателей кластерного развития в России в 2015–2019 гг.
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019
|
Число работников в кластерных образованиях, тыс.ч. |
925,9 |
951 |
966,9 |
997 |
1029 |
Высокопроизводит. раб.места, ед. |
44588 |
49334 |
56206 |
60041 |
66220 |
Величина внутр.инвест, млрд.руб. |
656 |
834,2 |
935,1 |
1054,3 |
1228 |
Бюджетн.и внебюджетн.источники финансирования, млрд.руб. |
565,2 |
629,7 |
648,1 |
670 |
712,1 |
Реализованный участниками класт.образ.бюджет НИОКР, млрд.руб. |
115,2 |
129,8 |
140 |
143,9 |
150,2 |
Источник: Российская кластерная обсерватория. URL: https://cluster.hse.ru
За период 2015-2019 гг. бюджет хозяйствующих субъектов, функционирующих в условиях кластерных образований, на НИОКР увеличился в 1,5 раза, а среднегодовой темп роста – на 8%. Такие показатели говорят об осознанном отношении предприятий кластера к важности и необходимости разработки и внедрения инноваций, непосредственно оказывающих влияние на конкурентоспособность кластерного образования.
Более 72% бюджетных средств со стороны государства направлено на формирование инфраструктуры, стимулирующей образовательный и инновационный потенциал кластеров. Это связано, в первую очередь, с необходимостью укрепления методологии «тройная спираль» и уже имеющимися положительными практиками кластерного развития.
Государственное финансирование кооперации кластерных образований в целях реализации проектов возможно, если число участников превышает 2 единицы. Однако финансирование кооперационных связей в кластерном развитии за рассматриваемый период незначительное (11,8%). Производственная кооперация кластеров России в настоящее время развита на низком уровне – только в 3,1 % случаев отмечается рост данного показателя, научно-исследовательские кооперационные связи чуть выше – 6,6%.
Методология Глобальной кластерной обсерватории в РФ определила наименьший порог эффективности кооперационных процессов – 28%. В большинстве стран-лидеров по кластерному развитию данный показатель имеет значения от 30% до 60%.
Выводы
В целом, следует заключить, что в настоящее время относительно высокий темп кластерного развития в России связан, с одной стороны, с наличием совокупности MAR-эффектов[1] от деятельности кластерного образования, что мотивирует участников кластеров к их развитию, с другой – с государственной законодательной и финансовой поддержкой кластерных проектов и кластеризации в целом.
Тем не менее, существующее стимулирование кластеризации со стороны государства в части развития кооперационных связей сегодня является недостаточным. В связи с этим на данный момент невозможно обеспечить интенсификацию инновационного и экономического развития страны, обусловливая пробелы в достижении программных стратегических задач.
Начиная с 2019 года, согласно Постановлению Правительства РФ от 28 января 2016 г. № 41, в РФ осуществляется переход на новую кластерную политику, где основной акцент делается на межкластерном взаимодействии и развитии совместных проектов промышленных кластеров со стороны Минпромторга России. Параллельно Минэкономразвития России, по сути, завершило программную поддержку инновационных территориальных кластеров.
[1] MAR-эффект (Маршаллианский эффект - первые буквы фамилий ученых Marshall, Arrow, Romer) – перечень внешних экономий, выражающийся, в том числе, в усилении кооперационных связей между участниками кластерного образования, появлении экономической и финансовой эффективности от процесса кластеризации.