Механизмы государственной поддержки импортозамещения: программы, субсидии и инструменты помощи промышленным компаниям
Впервые о необходимости разработки механизма импортозамещения в России заговорили на заре 2000-х гг., когда были созданы крупные государственные корпорации Роснано, Росатом, Ростех и нарастала необходимость разработки стратегии ведения государственной политики, нацеленной на замену импортных товаров аналогами собственного производства. Однако только начиная с 2014 года появляется перечень федеральных программ по государственной поддержке импортозамещения и ряд федеральных законов. В частности Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
Первая федеральная программа по государственной поддержке импортозамещения была утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №328 (ред. от 06.10.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Разработанная федеральная программа, по сути, определила ключевые цели импортозамещения:
- формирование конкурентоспособного производства;
- создание инноваций и методов использования передовой техники;
- развитие индустрий, выпускающих инновационную продукцию.
При этом в документе четко установлен бюджет, который будет выделяться на реализацию намеченных планов: порядка 330 млрд рублей ежегодно. В период с 2015 по 2021 год в проекты по импортозамещению, по данным Комитета Совета Федерации по экономической политике, было вложено более 3 трлн руб., при этом прямое государственное финансирование составило свыше 500 млрд руб.
К слову, на данный момент порядка 1,5 тысячи проектов, представленных в регламенте, уже прошли через стадию официального запуска. В числе первых из них:
- производства полного цикла по выпуску специальной обуви для работников медицинских отраслей;
- фабрики, занимающиеся разработкой и доставкой до конечных B2B-потребителей конструкционных пластмасс;
- компании, создающие сверхвысокочастотные переключатели для искусственных спутников Земли;
- организации, подготавливающие детали к разнообразным самолетным двигателям (ПД-14 и так далее).
Особое внимание было уделено борьбе с продовольственным эмбарго. Уже сейчас страна перешла на полное самообеспечение, производя в полном объеме мясо, рыбу и зерно.
Механизмы поддержки импортозамещения в 2022 году
Необходимо отметить, что в 2022 году подход к импортозамещению поменялся, что связано с февральскими событиями и введением санкций в отношении России. Так, если еще до марта при запуске проектов осуществлялась оценка их рентабельности, экономически нецелесообразные проекты не принимались к реализации, то с начала весны промышленный пакет направлений был расширен в силу необходимости выпуска отечественной продукции. Особенно это касается машиностроения, станкостроения, фармацевтики и медицины, где была велика доля импорта.
Начиная с весны 2022 года Государственная дума приняла внушительный перечень законопроектов, каждый из которых тем или иным образом направлен на стимулирование внутреннего рынка. К числу конкретных законодательных актов такого формата относятся:
- Установление приоритета отечественного ПО, входящего в особый реестр, при госзакупках.
- Необходимость приобретения российской продукции при организации конкурсных и аукционных процедур.
- Полноформатный запрос на покупку иностранных товаров для определенных секторов промышленности.
- Обязанность заказчиков закупать изделия, произведенные на территории РФ в установленных минимальных долях.
- Внедрение упрощенной схемы взаимодействия с продуктами из сферы медицины и фармацевтики.
В соответствии с Постановлением Правительства № 552 от 31.03.2022, в стране должны быть увеличены всевозможные гранты на создание отечественных аналогов комплектующих, которые ранее поставлялись исключительно из-за рубежа.
В настоящей статье коснемся некоторых наиболее универсальных и популярных сегодня механизмов господдержки.
Субсидирование НИОКР
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2019 г. № 1649 введены базовые инструменты поддержки НИОКР. Речь идет о выделении дополнительных средств (субсидий) для компенсации части затрат организаций на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям.
На такое субсидирование в 2022 году было выделено 15 млрд руб., 6 млрд из которых – на технологии производства сжиженного природного газа, мало- и среднетоннажную химию. Государство сегодня заинтересовано в так называемых быстрых проектах НИОКР, реализация которых предусматривается в течение полугода-года, а на выходе – конкретный готовый технологический продукт, способный конкурировать с зарубежной продукцией. В текущем году с помощью данного инструмента было поддержано более сотни проектов.
Для того, чтобы получить субсидии на НИОКР, необходимо ориентироваться на перечень видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов (СПИК), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2020 г. № 3143-р. Данный перечень на текущий день содержит более 750 видов современных технологий, предлагаемых для внедрения инвестору, и регулярно обновляется. Только за 2022 год данный перечень увеличился более, чем на 130 позиций.
В соответствии с п.5 и 16 Постановления Правительства РФ от 12 декабря 2019 г. № 1649 максимальный срок предоставления субсидии составляет 3 года, а заявленный объем реализации инновационной продукции в денежном выражении за весь срок реализации проекта должен составлять не менее 5 размеров запрашиваемой субсидии. Таким образом, минимальный срок реализации проекта – это период, по результатам которого совокупный объем реализации инновационной продукции составит не менее 5 размеров суммы субсидии.
Согласно вышеуказанному постановлению, субсидии предоставляются на компенсацию части затрат в размере до 70% на НИОКР, но не более предельного размера субсидии, устанавливаемого Минпромторгом дополнительно. Это могут быть расходы на:
- оплату труда работников;
- подготовку и закупку исследовательского, испытательного, контрольно-измерительного и вспомогательного оборудования и комплектующих к нему;
- накладные расходы (не более 100% суммы расходов на оплату труда работников, непосредственно занятых реализацией проекта);
- оплату работ (услуг) организаций, привлекаемых для выполнения научно-исследовательских работ;
- аренду необходимых для выполнения научно-исследовательских работ зданий, сооружений, технологического оборудования и оснастки;
- содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других объектов основных средств, непосредственно связанных с выполнением научно-исследовательских работ;
- государственную регистрацию в Российской Федерации результатов интеллектуальной деятельности, полученных в рамках выполнения научно-исследовательских работ;
- производство опытной партии продукции и ее тестирование, сертификацию и (или) регистрацию, а также на испытание;
- приобретение изделий сравнения.
По итогам завершения инновационного проекта и выполнения плана мероприятий организация, с которой заключено соглашение о предоставлении субсидии, не позднее чем через 30 календарных дней после дня завершения выполнения плана мероприятий представляет в Минпромторг отчет о достижении результата предоставления субсидии. В случае непредставления организацией отчета об исполнении плана мероприятий более 6 месяцев после дня завершения выполнения плана мероприятий указанное соглашение расторгается в одностороннем порядке Минпромторгом с требованием к организации о возврате предоставленной организации суммы субсидии с уплатой штрафа.
Постановление Правительства РФ от 18 июня 2021 г. № 931 определен также механизм государственной поддержки - компенсация части затрат в целях создания новой конкурентоспособной промышленной продукции, связанных с НИОКР, для внешних рынков.
Таблица 1. Ключевые моменты Постановление Правительства РФ от 18 июня 2021 г. № 931
Компенсация части затрат, связанных с видом деятельности |
Проведение НИОКР в целях создания новой продукции |
Омологация существующей продукции |
Распределение лимитов бюджетных обязательств |
70% |
30% |
Размер субсидии |
70% затрат на 36 мес. по одному проекту не более 900 млн рублей |
70% затрат на 36 мес. по одному проекту не более 200 млн рублей |
Обязательство по осуществлению экспорта продукта, в отношении которого получена субсидия |
В 12 раз превышающего сумму субсидии в течение 6 лет с даты соглашения |
В 10 раз превышающего сумму субсидии в течение 6 лет с даты соглашения |
Расчет значения показателя по экспорту продукта, в отношении которого получена субсидия |
Начиная со второго года, следующего за годом заключения соглашения, увеличение экспортной выручки на сумму, превышающую размер полученной субсидии не менее чем в 2 раза |
Начиная с года, следующего за годом заключения соглашения, увеличение экспортной выручки на сумму, превышающую размер полученной субсидии не менее чем в 2 раза |
Дополнительные обязательства |
Получение охраняемых РИД |
|
Поддержка производства и реализации пилотных партий средств производства
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.05.2017 №634 государством предоставляются субсидии на возмещение затрат на выпуск и реализацию пилотных партий средств производства. Субсидии предоставляются в целях преодоления трудностей производителей с финансированием, связанных с его высокой стоимостью и неблагоприятной конъюнктурой, а также с высокими затратами на создание новых производств и их развитие. Стоит отметить, что субсидии предоставляются в размере не более 50% от общего размера фактически понесенных затрат, включая затраты на:
- сырье, материалы и комплектующие
- изготовление или приобретение оснастки (не более 20% субсидии)
- оплату труда работников
- приобретение расходного инструмента (не более 10% субсидии)
- топливо и электроэнергию для технологических операций (не более 5% субсидии)
- логистику, поставку пилотной партии (не более 10% субсидии)
Размер субсидии составляет до 150 млн руб., за исключением турбин, экскаваторов, комбайнов и др., на которые сумма может достигать 300 млн руб. Ежегодно до 15 февраля 2023-2026 гг. в Минпромторг РФ необходимо представить отчет о достижении показателя, необходимого для достижения результата предоставляемой субсидии, и показателей результативности с приложением подтверждающих документов.
Пилотной признается партия при следующих ограничениях:
- Ограничения по объему: не более 15 штук при себестоимости единицы от 1 до 10 млн рублей, не более 10 – от 10 до 25 млн, не более 5 – от 25 млн.
- Ограничения по ОКПД2
Таблица 2. Ограничения по себестоимости и объему пилотных партий на основе ОКПД2
ОКПД2 |
Себестоимость / объем |
20.59.56 для катализаторов каталитического крекинга и катализаторов для процессов Клауса и Сульфрен |
не менее 200 тонн и не более 1500 тонн |
20.41.20 для веществ органических поверхностно-активных (ПАВ) |
не менее 200 тонн и не более 1500 тонн |
20.59.59 Продукты разные химические, не включенные в другие группировки |
не менее 10 тонн и не более 500 тонн |
Иные катализаторы |
не менее 10 тонн и не более 100 тонн |
27.31.12 Волокна оптические и жгуты волоконно-оптические; кабели волоконно-оптические, кроме составленных из волокон с индивидуальными оболочками 27.32.13 Проводники электрические прочие на напряжение не более 1 кВ 27.32.14 Проводники электрические прочие на напряжение более 1 кВ |
не менее 1000 метров и не более 100000 метров |
25.73.4 Инструменты рабочие сменные для станков или для ручного инструмента (с механическим приводом или без него) 25.73.60.120 Инструменты для бурения скальных пород или грунтов 28.24.11.000 Инструменты ручные электрические |
не менее 100 единиц и не более 10000 единиц при себестоимости партии не менее 2 млн. рублей |
26.1 Компоненты электронные и платы 26.20 Компьютеры и периферийное оборудование 26.30 Оборудование коммуникационное 26.40 Техника бытовая электронная 26.51 Оборудование для измерения, испытаний и навигации 28.23.1 Машины пишущие, устройства для обработки текста, калькуляторы и счетные машины 27.90 Оборудование электрическое прочее 28.99.20 Оборудование и аппаратура, исключительно или в основном используемые для производства полупроводниковых слитков или пластин, полупроводниковых устройств, электронных интегральных микросхем или плоскопанельных дисплеев 28.99.5 Части оборудования и аппаратуры, исключительно или в основном используемой для производства полупроводниковых слитков или пластин, полупроводниковых устройств, электронных интегральных микросхем или плоскопанельных дисплеев; части прочего оборудования специального назначения с субпозициями |
не менее 5 единиц и не более 1000 единиц при себестоимости партии не менее 25 млн. рублей и не более 300 млн. рублей |
28.99.39.190 Оборудование специального назначения прочее, не включенное в другие группировки (в части переводников буровой колонны) |
не менее 5 единиц и не более 20 единиц при себестоимости партии не менее 1,5 млн. рублей |
25.29.12.190 Емкости металлические для сжатых или сжиженных газов прочие, не включенные в другие группировки |
не менее 500 куб. метров и не более 20000 куб. метров при себестоимости партии не менее 2 млн. рублей |
Определение пилотных партий для субсидирования проводится межведомственной комиссией, создаваемой Минпромторгом РФ, на основе конкурсного отбора.
Для получения субсидии организация должна одновременно выполнять несколько условий:
- Договор (или предварительный договор) с потребителем о реализации пилотной партии заключен в течение 12 месяцев до дня подачи заявки на участие в отборе
- Договор содержит обязательства по осуществлению поставки пилотной партии в течение 1,5 лет по истечении года, в котором заключено соглашение о предоставлении субсидии, или не позднее 31 декабря года, следующего за годом заключения соглашения.
- Отсутствие аффилированности между поставщиком и потребителем.
Промышленная ипотека
В сентябре 2022 года Правительством опубликован документ, в котором запущен механизм ипотеки на покупку производственной недвижимости (Постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2022 № 1570). Промышленная ипотека - это льготный кредит для покупки производственных площадей для быстрого запуска или расширения бизнеса. Приобретая готовую производственную площадку, бизнесу легче будет запуститься с «нуля». Заемщики кредитуются под следующие объекты недвижимости: здания, строения, сооружения либо части сооружений, приобретаемые для промышленного производства. На 2022-2025 годы на реализацию механизма заложено более 970 млн рублей.
В ноябре 2022 года предложено расширить механизм промышленной ипотеки, включив в него не только приобретение площадей, но и их строительство, капремонт и реконструкцию.
Программой предусмотрены две льготные процентные ставки:
- 3% годовых - действует для технологических компаний;
- 5% годовых - действует для иных компаний.
Максимальный размер кредита составит 500 млн рублей. По расчетам Правительства РФ, в среднем, эта сумма позволит приобрести 10 тыс. кв. м промышленной недвижимости. Срок кредитования будет составлять не более 7 лет.
Еще одним условием для получения кредита является использование заемщиком не меньше, чем 50% площади купленной недвижимости под производство. Это условие должно выполняться в период действия кредитного договора с даты, не позже, чем через 3 года с момента его заключения.
Для реализации программы Минпромторгом определены 16 банков. В этот перечень вошли: ДОМ.РФ, Альфа-банк, ВТБ, Россельхозбанк, Росбанк, Сбербанк, «Кубань кредит», Транскапиталбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк, «Ак Барс», «Аверс», «Центр-инвест», «ФК Открытие», Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства и Новикомбанк. С начала действия промышленной ипотеки эти банки уже отобрали свыше 500 потенциальных заемщиков с портфелем в 70 миллиардов рублей.
Однако есть и ограничения на применения механизма льготной промышленной ипотеки. Так, ей не могут воспользоваться:
- предприятия, занимающиеся добычей и продажей сырой нефти и природного газа;
- производители и продавцы жидкого топлива, табачных изделий и алкоголя.
Стимулирование разработки конструкторской документации (КД)
Правительством РФ разработана и внедрена новая мера поддержки организаций в условиях санкций – программа стимулирования разработки российскими предприятиями конструкторской документации (КД) (Постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.2022 № 208). Ее основной целью является стимулирование разработки КД для серийного выпуска критически важных комплектующих. Ключевой оператор - АНО «Агентство по технологическому развитию».
Максимальный размер гранта составляет 100 млн рублей, но не более 80% всего бюджета проекта. Грант может быть израсходован:
- на оплату труда работников, участвующих в разработке документации (до 70% суммы гранта)
- на приобретение оборудования и запасных частей, изготовление опытных образов (до 50% суммы гранта)
- на привлечение подрядных организаций (до 30% суммы гранта)
- на производство опытной партии, тестирование, сертификацию и испытание (до 70% от суммы гранта)
- и др.
Максимальный срок разработки КД – 2 года. В рамках программы предусмотрены также показатели результативности гранта: превышение объема выручки, полученной по КД, над объемом оказанной поддержки в 2 раза за 4 года с даты окончания работ по разработке КД.
СПИК: изменения в специнвестконтрактах
До конца 2023 года российские компании, внедряющие новые технологии в промышленное производство, смогут в два раза быстрее заключать с государством специальные инвестиционные контракты (СПИК 2.0). Соответствующее Постановление было принято Правительством РФ 20 сентября 2022 года №1660 «О внесении изменений в Правила заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов».
В апреле 2022 года минимально возможный срок процедуры заключения СПИК был сокращен до полутора месяцев. Такого сокращения удалось добиться благодаря пересмотру регламента части процедур:
Процедура |
Сроки до конца 2023 года |
Сроки до апреля 2022 |
Рассмотрение предложения компании-инвестора о заключении СПИК 2.0 |
5 рабочих дней |
10 рабочих дней |
Разработка документации конкурсного отбора |
10 календарных дней |
30-45 календарных дней |
Подача заявки на участие в конкурсном отборе |
Сразу после размещения извещения |
Через 30 дней после размещения конкурсной документации |
В декабре 2022 года стало также известно, что в Госдуму внесут проект изменений об обнулении налога на прибыль для участников специальных инвестиционных контрактов первого типа (СПИК 1.0).
Задачи заместить в ближайшее время все импортные материалы, изделия и комплектующие в принципе не стоит, именно поэтому определяются критически важные проекты. Одновременно у госорганов есть понимание, что многие из отобранных проектов будут как минимум на первом этапе убыточными, однако необходимо оценивать конкурентоспособность производимой продукции в перспективе, в том числе на мировом рынке, уже сейчас: не только с точки зрения стоимости, но и удобства и комплектации.