Практика Налогов и права Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» фиксирует рост интереса к включению неналоговых платежей в НК РФ. Прокомментировал ситуацию вокруг сборов и оценил перспективы планируемого нововведения Директор Департамента правового и налогового консалтинга Александр Силаков.
1. В чем разница между просто сборами и включением их в Налоговый кодекс?
Налоговый Кодекс РФ представляет собой сложившуюся систему, в которой обязанности налогоплательщиков сочетаются с формами ответственности за несоблюдение требований, а также с прописанными полномочиями налоговых органов.
Особенности взимания неналоговых платежей зачастую разбросаны по разным законам и подзаконным актам, при этом четкого механизма администрирования (которым для налогов выступают положения части 1 НК РФ) по квазиналогам нет. Соответственно, при внесении поправок в НК РФ ответственность для плательщиков возрастет, а вместе с ней вырастут и полномочия контролирующего органа.
2. Какие доводы «за» и «против» включение неналоговых платежей в НК РФ можно выделить?
Доводы «за» для государства в целом понятны и связаны с повышением собираемости. Вместе с тем нельзя забывать, что до недавнего времени большая часть рассматриваемых неналоговых платежей не играла существенной роли ни для бюджета, ни для бизнеса, то есть рост собираемости нельзя рассматривать в отрыве от собственно фискального бремени, которое планомерно увеличивается, особенно по таким чувственным для бизнеса квазиналогам, как экологический сбор. Именно поэтому важен всесторонний диалог между бизнесом и государством.
Вместе с тем, при учете фискальных возможностей бизнеса сам-по себе «технический» перевод неналоговых платежей в НК РФ может иметь положительный эффект и для плательщиков (в виде улучшения прозрачности взимания, выработки понятных правил игры). В конце концов, открыть одну толстую книжку (НК РФ) намного удобнее, чем разбираться в хитросплетениях разношерстных подзаконных актов.
Однако, помимо опасений роста фискальной нагрузки, основным негативным моментом может стать расширение ответственности плательщиков квазиналогов, а также появление дополнительных контрольных полномочий у налоговых и иных контролирующих органов, в частности, правоохранительных. В условиях, когда плательщики не успели приспособиться к новым требованиям, а многие квазиналоги находятся на пути поэтапного внедрения, вероятность ошибок велика.
В этой связи недавно предложенный Минфином 10-летний мораторий на уголовную ответственность за неуплату неналоговых платежей после их включения в НК РФ, а также увеличение лимита неуплаченных налогов для привлечения к уголовной ответственности выглядят логичным шагом, главное - чтобы такие обещания реализовывались на практике.
Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», Газета «Взгляд»