Меню Услуги и практики Кейсы Запрос
Клиенты и кейсы
Кейс
В кейсе мы расскажем, как комплексная диагностика бизнеса помогла выявить проблемы, влияющие на мотивацию персонала и, как следствие, на эффективность реализации проектов, и как предложенные специалистами Группы решения многократно повысили производительность.
Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Актуально
31 декабря текущего года истекают сроки подачи ряда форм в рамках страновой отчетности по трансфертному ценообразованию (CbCR). Налоговые специалисты Группы рекомендуют приступить к подготовке отчетности уже сейчас.
Оставить заявку
Отправьте сообщение и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Свяжитесь с нами
Отправьте сообщение и наши менеджеры свяжутся с вами в самое короткое время
Аудиторско-консалтинговая группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
127015, г. Москва, ул. Вятская, д. 70
info@delprof.ru
+7 (495) 740-16-01
Клиенты и кейсы
Что вы ищете?
Главная Пресс-центр Публикации экспертов
Уголовную ответственность за налоговые и валю…

Уголовную ответственность за налоговые и валютные преступления скорректируют

В Госдуме на рассмотрении находится проект поправок к Уголовному кодексу (досье на проект федерального закона № 871811-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», проект федерального закона № 871811-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»), согласно которым предлагается:

  • нарушение требований валютного законодательства о зачислении или о возврате денежных средств, совершенное в крупном размере, признавать уголовно наказуемым деянием, если оно совершено лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние;

  • увеличить крупный и особо крупный размер нерепатриированных денежных средств для целей применения мер уголовной ответственности;

  • изменить ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации) либо участие в нем (ней).

  • уточнить случаи прекращения уголовного преследования в связи с возмещением ущерба;

  • скорректировать крупный и особо крупный размер неуплаченных (неисчисленных, неудержанных, неперечисленных) налогов, иных обязательных платежей. Например, предлагается отказаться от исчисления недоимки в пределах трех финансовых лет подряд и установить минимальные пороговые значения указанных платежей в виде твердых денежных сумм, исключив возможность их исчисления в относительных величинах (долях в процентах).


Комментирует Юлия Молодожён, Руководитель Правовой практики АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»:

13.02.2020 рассматриваемый законопроект принят Государственной Думой в первом чтении.

Ранее уже звучали призывы к дальнейшей либерализации валютного законодательства. Так, летом 2019 г. Минфин РФ озвучивал инициативу о необходимости рассмотрения возможности полной отмены ст. 193 и 193.1 УК РФ, устанавливающих уголовную ответственность экспортеров за нерепатриацию валютной выручки по внешнеэкономическим контрактам и за переводы на счета нерезидентов по подложным документам, из-за отсутствия высокой степени общественной опасности указанных деяний. По мнению Минфина, рассматривать такие деяния в качестве самостоятельных преступлений нет необходимости, поскольку борьба с легализацией полученных преступным путем доходов, являющаяся обязанностью РФ в рамках ФАТФ, ведется по ст. 174 и 174.1 УК РФ. Одновременно Минфин предлагал снизить административные штрафы за совершение валютных правонарушений.

Проект федерального закона № 871811-7 «О внесении изменений в УК РФ и статью 28.1 УПК РФ» внесен в Государственную Думу Президентом РФ.

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, он направлен на дальнейшее формирование условий для создания благоприятного делового климата в стране и сокращение рисков ведения предпринимательской деятельности. При подготовке учтена текущая ситуация во внешнеторговой деятельности, когда экспортеры все чаще сталкиваются с происходящими не по их вине задержками получения валютной выручки, особенно в связи с иностранными санкциями.

В связи с этим в ч. 1 ст. 193 УК РФ вносятся изменения, согласно которым нарушение требования о репатриации в крупном размере будет признаваться уголовно наказуемым только в случае, если лицо ранее уже подвергалось административному наказанию за аналогичное деяние. При этом законопроект должен быть синхронизирован по содержанию и дате вступления в силу с законопроектом № 871829-7 «О внесении изменений в статьи 15.25 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», который также 13.02.2020 принят в первом чтении и предусматривает смягчение административной ответственности за правонарушения, связанные с нерепатриацией валютной выручки.

Одновременно предусматривается внесение изменений в примечание к ст. 193 УК РФ, увеличивающих крупный размер нерепатриированных сумм с 9 млн. рублей до 100 млн. рублей, а особо крупный с 45 млн. рублей до 150 млн. рублей для целей применения мер уголовной ответственности к виновным лицам.

При этом, вопреки пожеланиям Минфина РФ, ст. 193.1 УК РФ законопроект не затрагивает.

Очень важно отметить также, что законопроект предлагает изменить ст. 210 УК РФ, устанавливающую ответственность за организацию преступного сообщества (организации) либо участие в них.

В судебно-следственной практике давно наметилась тревожная тенденция, проявляющаяся в том, что положения названной статьи применяются произвольно и формально как в отношении бизнесменов (учредителей, руководителей коммерческих организаций), так и в отношении сотрудников организаций, которые осуществляют обычную экономическую и иную деятельность и никак не связаны с профессиональной организованной преступностью. В этом случае дополнительная квалификация деяний лиц, совершивших преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, по данной статье позволяла обходить запрет, предусмотренный ч.1.1. ст. 108 УПК РФ, и применять меру пресечения в виде заключения под стражу в отношении предпринимателей, а также увеличивать срок возможного наказания в виде лишения свободы до 20 лет.

В проекте федерального закона предлагается в примечании к ст. 210 указать, что учредители, руководители и работники юридического лица, руководители и сотрудники его структурного подразделения не подлежат уголовной ответственности по этой статье только в силу организационно-штатной структуры этого юридического лица, его структурного подразделения и совершения какого-либо преступления в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случая, когда юридическое лицо, его структурное подразделение были заведомо созданы для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений. Данные изменения носят безусловно позитивный характер для бизнеса нашей страны.

На внесение поправок юридико-технического характера к законопроекту отводится 30 дней, что означает, что принятие законопроекта во втором, и далее в третьем, окончательном чтении ожидается уже в текущую весеннюю сессию Государственной Думы.



Источник: Пресс-центр АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», система «Гарант»

Автор материала
Юлия Молодожён
Руководитель Правовой практики Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты

Вам может быть интересно

Комплексная ИТ-модернизация работы с партнерской сетью
Экспресс бизнес-диагностика для производственной компании

Другие публикации экспертов

Линара Хабирова
Руководитель отдела юридического сопровождения Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
Возобновление налоговых проверок вкупе с потерями, который понес государственный бюджет, в том числе связанными с событиями начала 2020 года, заставляет предполагать, что в ближайшее время активность налоговых органов в части направления запросов и проведения контрольных мероприятий возрастет. О том, как своевременно и правильно реагировать на запросы со стороны контролеров, какими последствиями грозит несоблюдение сроков и как минимизировать риски - в статье Линары Хабировой, руководителя отдела юридического сопровождения Группы. 
Людмила Стрий
Заместитель руководителя практики Аудита и МСФО
Стандарт МСФО (IFRS) 9, вступивший в силу с 1 января 2018 года, полностью заменил МСФО (IAS) 39. Людмила Стрий, заместитель руководителя практики Аудита и МСФО, в своей статье разобрала особенности применения стандарта в контексте самых важных аспектов разработки файла e-tool для расчета резервов. 
Юлия Белогорцева
Партнер практики Оценки Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
Результаты шестнадцатого рейтинга крупнейших оценочных организаций показали, что рынок вышел из стагнации и пошел в рост. О том, какие тенденции характерны сегодня для рынка оценочных услуг и развития каких направлений стоит ожидать в ближайшей перспективе - в комментарии Юлии Белогорцевой, Партнера практики Оценки и инвестиционного консалтинга для агентства RAEX-Аналитика.
Запросить предложение
Задать вопрос
Запросить комментарий эксперта