Дистанционное обслуживание клиентов в сфере аудита до событий 2020 года было в некотором роде моветоном. Все-таки основная задача аудитора – проверка достоверности отчетности, подлинности документов, а это зачастую невозможно без очного взаимодействия с заказчиком, работы в офисе клиента, где есть возможность оперативно получить доступ к необходимой для проверки информации. Однако вынужденный переход на удаленную работу в период карантина внес свои коррективы, и многие аудиторские процедуры были перенесены в онлайн в целях соблюдения клиентами сроков раскрытия отчетности и аудиторского заключения.

Практика показала, что удаленный формат аудиторской деятельности возможен, более того, он возможен с сохранением высокого уровня качества и надежности результата при грамотном подходе к цифровой трансформации. Так, решения, внедряемые нами с 2017 года в рамках дистанционного оказания услуг бухгалтерского аутсорсинга, налогового и юридического консалтинга, отдельных направлений финансового и управленческого консультирования, были адаптированы для целей реализации проектов в области аудита. Защищенные облачные хранилища данных, авторизированный доступ, современные средства видеосвязи и информационного обмена по защищенным каналам, использование ЭЦП и ЭДО показали свою эффективность при дистанционном формате взаимодействия с клиентом.

Вместе с тем, тема внедрения цифровых технологий в аудиторскую деятельность не нова. Рабочая группа Совета по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации (IAASB) еще в 2016 году отметила перспективность использования ИИ-систем с технологиями анализа больших данных для целей минимизации рисков и повышения качества аудита и разработала соответствующее положение. В условиях перехода к «Индустрии 4.0» использование цифровых технологий и модернизация аудита неизбежна. Пандемия коронавируса же стала своеобразным стимулом к более активному переходу на новый формат работы.

И все же полный отказ от личных коммуникаций с клиентом и переход в онлайн в аудиторской деятельности пока невозможен. Глубокая оценка рисков, особенно при первичном взаимодействии, подтверждение наличия активов в рамках наблюдения за инвентаризацией – такие процедуры сложно провести дистанционно. Однако часть процедур и по завершении режима самоизоляции осталась в удаленном формате, который показал свою эффективность, что называется, «в бою». Сейчас онлайн-режим опционален, клиент сам на этапе переговоров может определить удобный для него формат работы, но не исключено, что с течением времени онлайн-процедуры плотно войдут в привычный регламент проведения проверок.



Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», « Коммерсантъ»

Автор материала
Дарья Перковская
Партнер по аудиту и консалтингу
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты