Специальный инвестиционный контракт (СПИК) можно охарактеризовать как государственно-частное партнерство, закрепленное на законодательном уровне, с целью регуляторной поддержки (без предоставления инвестору непосредственно денежных средств) внедрения промышленной продукции, предусматривающее обязательства и ответственность обеих сторон (как инвестора, так и государства) и не допускающее на срок действия заключаемого контракта ухудшения положения инвестора даже при последующем изменении правового регулирования.
СПИК 1.0
Понятие специального инвестиционного контракта (СПИК) раскрывается в ФЗ от 31.12.2014 N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее – «Закон»). В соответствии со ст. 16 Закона:
по специальному инвестиционному контракту одна сторона - инвестор в предусмотренный этим контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а другая сторона - Российская Федерация или субъект Российской Федерации в течение такого срока обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации в момент заключения СПИК.
Данное определение соответствует механизму так называемого СПИК 1.0 (термин используется Минфином России), который применяется только к ст. 16 Закона. В части заключения, изменения и расторжения СПИК 1.0 утверждены Правила заключения СПИК и типовая форма СПИК для отдельных отраслей промышленности (Постановление Правительства РФ от 16.07.2015 N 708 (ред. от 22.03.2022) «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности»).
Также к СПИК применяются положения законодательства об инвестиционной деятельности, если иное не установлено Законом и не противоречит их существу.
СПИК 2.0
С принятием ФЗ от 02.08.2019 N 290-ФЗ (глава 2.1: ст.ст.18.1 – 18.6 Закона) механизм СПИК был переработан и появился его второй вариант, который называют СПИК 2.0. Кроме того, в НК РФ появилась новая глава 3.5 со ст. 25.16 (ФЗ от 02.08.2019 N 269-ФЗ).
Денис Мантуров, Министр Промышленности и Торговли РФ, высказался о нем следующим образом:
Механизм СПИК 2.0 будет способствовать развитию конкуренции в процессе реализации СПИК и привлечению долгосрочных негосударственных инвестиций в проекты, предусматривающие внедрение современных технологий. Усовершенствованный инструмент СПИК будет сфокусирован на разработке и трансфере технологий. Фактически, вектор сместится от решения преимущественно инвестиционных задач в сторону развития и передачи новых технологических компетенций.
СПИК 2.0 применяется для инвестиционных проектов по внедрению или разработке и внедрению современной технологии из утвержденного перечня в целях освоения серийного производства промышленной продукции на основе этой технологии. Для таких СПИК, заключенных после вступления в силу указанного ФЗ от 02.08.2019 N 290-ФЗ, было принято Постановление Правительства РФ от 16.07.2020 N 1048 (ред. от 26.04.2022) «Об утверждении Правил заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов».
По специальному инвестиционному контракту (СПИК 2.0) одна сторона - инвестор в предусмотренный этим контрактом срок обязуется реализовать инвестиционный проект по внедрению или разработке и внедрению технологии, указанной в частях 2, 3 ст. 18.1 Закона, в целях освоения серийного производства промышленной продукции на основе указанной технологии на территории Российской Федерации, и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации, и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (далее - проект), вложив в проект собственные и (или) привлеченные средства, а другая сторона - совместно Российская Федерация, и субъект Российской Федерации, и муниципальное образование в пределах своих полномочий в течение срока действия специального инвестиционного контракта обязуются обеспечивать стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора и применять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные специальным инвестиционным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Таким образом, СПИК 2.0 – это соглашение между инвестором и государством, в котором фиксируются:
- Обязательства инвестора – реализовать инвестиционный проект по внедрению или разработке и внедрению технологии в целях освоения серийного производства промышленной продукции на основе этой технологии.
- Обязательства государства (Российской федерации, субъекта РФ, муниципального образования) – обеспечивать стабильность условий ведения хозяйственной деятельности и применять меры стимулирования в сфере промышленности, предусмотренные соглашением.
Сведения о заключении, изменении, расторжении и прекращении действия СПИК вносятся в реестр специальных инвестиционных контрактов. Ранее заключенные СПИК (СПИК 1.0) сохраняют свое действие и также подлежат автоматическому включению в реестр.
Ключевые критерии |
СПИК 1.0 |
СПИК 2.0 |
Направленность СПИК |
Создание либо модернизация и (или) освоение производства промышленной продукции |
Освоение серийного производства промышленной продукции на основе современной технологии |
Требуемый минимальный объем инвестиций |
от 750 млн руб. |
без ограничений |
Механизм заключения |
Заявительный порядок |
Конкурсный отбор |
Инициатор |
Инвестор |
Инвестор РФ РФ + субъект РФ + МО |
Стороны контракта |
Федеральный СПИК: РФ (в лице Минпромторга / Минэнерго) + (субъект РФ) + (МО) + инвестор + (привлеченные лица) Региональный СПИК: Субъект РФ + (МО) + инвестор |
РФ (в лице Минпромторга / Минэнерго / Минсельхоза) + Субъект РФ + МО + Инвестор |
Ограничения в объеме мер господдержки |
Меры поддержки применяются до тех пор, пока общая сумма бюджетных расходов и доходов, недополученных государством, не составит 50% капитальных вложений в проект в рамках СПИК |
|
Срок действия |
≤ 10 лет |
≤ 15 лет (с объемом инвестиций ≤ ₽50 млрд) ≤ 20 лет (с объемом инвестиций > ₽50 млрд) |
Отличия СПИК 1.0 и СПИК 2.0
Отличия СПИК 1.0 и СПИК 2.0 наглядно приведены на Интернет-сайте Фонда развития промышленности (ФРП) в разделе, посвященном СПИК. ФРП создан в 2014 году по инициативе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации путём преобразования Федерального государственного автономного учреждения «Российский фонд технологического развития», является экспертной организацией, осуществляющей информационно-аналитическое сопровождение инвесторов, а также проведение входной и комплексной экспертиз инвестиционных проектов для заключения СПИК.
Полезные ресурсы по СПИК 2.0
В соответствии со ст. 6 и ч. 3 ст. 18.1 Закона Правительство РФ утверждает перечень видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения СПИК. Сейчас действует Распоряжение Правительства РФ от 28.11.2020 N 3143-р (ред. от 15.06.2022) «Об утверждении перечня видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов» (далее – «Перечень»), которое на настоящий момент содержит 630 наименований современных технологий.
Таким образом, СПИК 2.0 заключается только в отношении технологий, включенных в Перечень (ч. 3 ст. 18.1, п. 1 ч. 14 ст. 18.3 Закона). Если технология отсутствует, можно обратиться в Минпромторг России для ее включения в Перечень в порядке, предусмотренном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2020 N 319.
Алгоритм заключения СПИК 2.0, требования, условия заключения и иные существенные моменты приведены в Презентации СПИК 2.0 на сайте ФРП в открытом доступе. Также имеет смысл ознакомиться с методическими рекомендациями по порядку заключения СПИК 2.0 (редакция №4 от 02.09.2022). Весь процесс заключения (а также изменения, расторжения и контроля) СПИК осуществляется через ГИСП (Государственная информационная система промышленности). На сайте также можно найти схему порядка заключения СПИК 2.0.
Для заключения СПИК 2.0 инвестор принимает участие в конкурсе. Победителем в конкурсе может быть признан один или несколько участников на основании следующих критериев:
- Срок внедрения современной технологии, который определяется как период с момента заключения СПИК до момента производства первой партии промышленной продукции на основе этой технологии.
- Объем промышленной продукции, произведенной в течение срока действия СПИК.
- Технологический уровень локализации производства промышленной продукции с применением современной технологии.
Преимущества СПИК
Преимущество механизма СПИК заключается в том, что он создает определенный режим для частных инвесторов, который выражается в предоставлении им государством льгот, гарантий, преференций, устанавливает определенные изъятия из закона стимулирующего характера, а взамен инвестор должен совершить определенные действия по осуществлению инвестиционной деятельности. Так, инвестор получает от властей гарантии стабильных условий вложения денег и меры поддержки (налоговые льготы, преференции при аренде земли и пр.).
Обязательства и ответственность для всех сторон СПИК 2.0
Обязательства инвестора |
Ответственность инвестора |
· Вложить предусмотренный проектом объем инвестиций · Разработать и внедрить / внедрить современную технологию из перечня, утверждаемого Правительством РФ · Обеспечить на установленную СПИК дату наличие исключительных прав или права использования РИД по технологии, включенной в перечень, и др. |
· Инвестор несет ответственность за неисполнение обязательств по СПИК в следующих формах: (1) возмещение реального ущерба; (2) уплата штрафа · Ответственность инвестора ограничена общей суммой мер стимулирования, предоставленных в рамках СПИК |
Обязательства государства |
Ответственность государства |
· Применять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности в течение срока действия СПИК · Обеспечить стабильность условий ведения бизнеса |
· Государство несет ответственность за непредоставление мер стимулирования в форме возмещения реального ущерба |
Меры поддержки инвестора в рамках СПИК 2.0
- Налоговые льготы:
- Неухудшение налоговых условий.
- Возможность снижения до 0% ставки налога на прибыль.
- Возможность снижения ставок региональных и муниципальных налогов.
- Субсидиарные меры – особые условия доступа к субсидиарным программам.
- Ускоренная амортизация – выдача свидетельств, подтверждающих возможность применения ускоренной амортизации (ПП РФ от 22.04.2017 №484 «Об утверждении правил отнесения амортизируемых основных средств к произведенным в соответствии с условиями специального инвестиционного контракта»).
- Статус «Сделано в России» - ускоренная и упрощенная процедуры получения статуса продукции, произведенной в России (ПП РФ от 17.07.2015 №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» / Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 30.10.2015).
- Упрощенный доступ к госзаказу – возможность получения статуса единственного поставщика по госзакупкам (ФЗ от 05.04.2013 №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
- Иные меры:
- Особые условия аренды земельных участков.
- Создание объектов инфраструктуры.
С 2020 года участники СПИК являются самостоятельной категорией налогоплательщиков, которым в особом порядке прописаны правила льготирования инвестиционной деятельности. Для целей Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов лицо будет считаться участником СПИК, если соответствует общим либо специальным условиям, которые приведены в ст. 25.16 НК РФ.
Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»