Насколько сильно сказались санкции на российских металлургах? Какое место занимает металлургия в российской промышленности и на мировых рынках?

Россия входит в число лидеров на мировом рынке стали, обеспечивая 30% всего мирового экспорта, 7% мирового производства алюминия, занимает 11% на рынке никеля и 3,4% на рынке меди.

До санкций рынок ЕС, а также Швейцария и Британия потребляли 24,8% российского экспорта черных и цветных металлов, в т. ч. 26,2% продукции черной металлургии, 62% никеля,47,5% свинца, 15% меди. Очевидно, что санкции крайне негативно отразятся на выручке металлургов.

Из числа предприятий черной металлургии больше всех от санкций пострадает «Северсталь», которая почти треть своей выручки получала от европейских покупателей. Европейские санкции лишат почти 20% экспортной выручки российских предприятий цветной металлургии.

Есть ли у металлургов экспортные перспективы в условиях западных санкций?

После введения европейских санкций остро стал вопрос поиска новых покупателей. Путь на Восток преграждают китайские компании черной металлургии, занимающие более высокие, чем Россия позиции на этом рынке. Конечно, многое из того, что производит Китай, он же и потребляет. Но металлопродукции, которая идет на экспорт из Китая, достаточно, чтобы восполнить потери европейских стран от антироссийских санкций. Поэтому, наиболее перспективным для российских производителей продукции черной металлургии становится рынок Ближнего и Среднего Востока.

Учитывая, что спрос на медь, никель, алюминий во всем мире растет, то у российской цветной металлургии есть все шансы найти за рубежом новых покупателей. Высокие перспективы увеличить поставки в Китай и Индию, которые развивают производство электропроводников, машиностроение и наращивают выпуск электротехнической и электронной продукции.


Какие меры государства могли бы помочь металлургам?

Государство стремится расширить внутрироссийский спрос на продукцию металлургических предприятий, но этому препятствуют цены, ориентированные на экспорт.

Традиционно в металлургии при реализации металлопродукции на внутреннем рынке отталкивались от цен на мировых биржах. Поэтому металлурги стремились увязать цены на металлопродукцию с колебаниями на «мировом» рынке. Подобный подход и ранее не находил поддержку ни у Правительства, ни у ФАС. В условиях же существенного ограничения экспортного потенциала российской металлургии и высокой потребности в продукции металлургии внутри страны на нужды импортозамещения, повышения оборонного потенциала, строительства и т.д., сбытовые и ценовые стратегии российской металлургии должны быть пересмотрены.

При этом, единственным ценовым ориентиром станет конъюнктура того рынка, на который направлена продукция. Если это экспортный рынок, то производителям следуют ориентироваться на реалии конкретных государств-импортеров российской продукции, если отечественный – то на баланс спроса и предложения внутри РФ.

Если говорить о мерах поддержки, то они точно не должны быть финансово-фискальными, основная цель – помочь бизнесу консолидировать усилия на ключевых отраслях и направлениях для решения насущных проблем страны в условиях санкционного давления. В это непростое время государство должно определить приоритетные отрасли и разработать инструменты их развития, например, через софинансирование приоритетных направлений и конкретных проектов, использование механизмов государственно-частного партнёрства и т.д. А это, в свою очередь, запустит эффект мультипликатора и вернется металлургам гарантированными рынками сбыта, сохранением производственных мощностей и рабочих мест, ростом прибыли компаний, и в конце концов – улучшением структуры экономики страны, снижением инфляции и удовлетворением нужд граждан в необходимой продукции.




Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», Российская газета
Автор материала
Александр Силаков
Партнер практики Налогов и права
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты