Входит ли сегодня рынок Петербурга и Ленобласти в топ регионов РФ, привлекательных для инвестиций в склады в теории и видите ли вы де факто приход в регион профессиональных инвесторов?
Санкт-Петербург и область в ближайшие пару лет может возглавить перечень регионов России по темпам роста инвестиций в складскую недвижимость. Одним из факторов, этому способствующих, станет эффект низкой базы, так как в 2023 году объем ввода складских площадей просел на 29,4% и составил 392 тыс. кв. м, в то время как 2022 год по этому показателю был рекордным (555 тыс. кв. м). Ситуация объясняется лагом во времени, когда на 2022 год пришлась сдача объектов, возводимых в период постковидного восстановления экономики. В то время как на низких итоговых значениях 2023 года сказался кризис на рынке складской недвижимости на фоне первых волн санкций 2022 года. И то, что экономика смогла успешно противостоять санкциям и уже в 2023 году вышла к росту, подстегнуло инвестиционную активность, в том числе и на рынке складской недвижимости Санкт-Петербурга и области.
Профессиональные инвесторы Санкт-Петербурга и области сосредотачиваются, в основном, на финансировании строительства складской инфраструктуры, обслуживающей импорт. До санкций поставки товаров из-за рубежа осуществлялись без перебоев, и необходимости в больших запасах на складах не возникало. Сейчас ситуация изменилась: закупать товары приходится впрок, что повышает спрос на складские площади.
Другим фактором, стимулирующим активность профессиональных инвесторов в складскую недвижимость, является развитие онлайн-торговли. Быстрыми темпами развиваются услуги комплексной логистики, обслуживающей маркетплейсы, а высокий уровень автоматизации процессов позволяет сократить время складского хранения и развивать кросс-докинг.
Какие регионы РФ сегодня наиболее привлекательны для профессиональных инвесторов, работающих на складском рынке и почему?
Санкции существенно изменили торговые маршруты. Поэтому профессиональным инвесторам будут интересны регионы, в которых сосредоточены ключевые точки транспортного коридора «Север-Юг» и Северного морского пути.
В этой связи одной из привлекательных для инвестиций будет складская недвижимость Санкт-Петербурга и области. К примеру, на сегодняшний день в порту Усть-Луга параллельно реализуется несколько крупных логистических проектов с объемом инвестиций 192 млрд руб., рассчитанных на перевалку более чем 70 млн т грузов. Строительство терминала по перевалке удобрений также планируется осуществить в Большом порту Санкт-Петербурга.
Рост загруженности портов Санкт-Петербурга и области будет обеспечивать Октябрьская железная дорога, где сейчас обсуждается возможность реализации инвестпроекта по восстановлению 7 веток на границе с Беларусью, заброшенных в постперестроечный период. А так как строительство транспортной инфраструктуры невозможно без инвестиций в складскую недвижимость, это станет драйвером развития рынка региона на ближайшие несколько лет.
Помимо Санкт-Петербурга, в число наиболее привлекательных для инвестиций регионов также войдут Астрахань и Архангельск, где до 2030 года планируется сосредоточить перевалку до 150 млн т зерна, угля, нефти и других грузов.