Прекращение действия моратория на поведение выездных и кассовых проверок, казалось бы, должно испугать малый и средний бизнес. Но были ли вообще послабления, обещанные введенным мораторием? Да, количество выездных налоговых проверок в 2020 году действительно сократилось до 6,1 тысяч, что на 34,4% меньше предыдущего года и более чем в 2,3 раза ниже, чем в 2018 году.
В то же время поступления по результатам аналитической работы, т.е. анализа, проводимого налоговиками без назначения налоговой проверки, только за кризисный для бизнеса 2020 год выросли на 22%. Поскольку предпроверочный анализ обеспечивает уже более половины (53,9%) всех доначислений налогов, инспекции нашли, чем компенсировать невозможность проведения выездных проверок.
В 2020 году на 38,9% увеличились доначисления по результатам камеральных налоговых проверок, количество которых из года в год неуклонно растет. Таким образом, ФНС и до введения моратория старалась дистанцироваться от налогоплательщиков, выявляя возможные налоговые нарушения на основе запрограммированных алгоритмов. В большинстве случаев налоговые инспекторы сводят общение с налогоплательщиком к переписке или же вызывают его в инспекцию.
Приведенные данные свидетельствуют, что введенный мораторий на выездные налоговые проверки на практике мало способствовал снижению давления фискальных служб на малый и средний бизнес. Что же следует ожидать после отмены моратория?
Все время, пока действовал мораторий, налоговые органы продолжали «аналитическую работу» и, скорее всего, уже подготовили список компаний, к которым следует прийти с проверкой после его отмены. Поэтому каких-либо налоговых послаблений в связи с перенесенным кризисом малому и среднему бизнесу ожидать не следует.
Кроме того, за прошедший кризисный год чрезвычайно активизировались проверки соблюдения валютного законодательства, которые введенный мораторий никак не ограничивал. Суммы взысканий штрафов за осуществление незаконных валютных операций выросли в 2,8 раза. Почему вдруг налоговые органы проявляют такую заинтересованность в проведении валютного контроля? Ответ прост: ФНС получила возможность обрабатывать в АИС «Налог-3» сведения об активах россиян за рубежом, поступающие в рамках международного автоматического инфо-обмена. А так как программа заработала только в конце 2020 года, то в текущем году штрафов за сокрытие доходов, полученных за рубежом, станет намного больше.
Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»