Издание «Коммерсантъ – Санкт-Петербург» в рамках подготовки материала, посвященного перспективам рынка розничной продажи гаджетов и телефонов, обратилось в АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI) за экспертным комментарием. На вопросы газеты отвечал Директор Департамента управленческого консалтинга Группы Олег Пахомов:
Как бы вы охарактеризовали нынешнюю ситуацию с ритейлом гаджетов и телефонов?
Основные игроки:
Основными игроками рынка гаджетов и телефонов в 2016 году по-прежнему остаются мультибрендовые специализированные розничные сети «Евросеть» и «Связной», но тенденцией последних лет является экспансия на рынок розничного мобильного ритейла сотовых операторов (МТС, Билайна, Мегафона), которые наращивают продажи смартфонов и гаджетов более высокими темпами. В ответ, мультибрендовые сети ищут сотрудничества с сотовыми операторами, например, «Связной» и «Вымпелком» подписали соглашение о совместном развитии фирменной розницы.
Каналы распространения:
Основным каналом распространения гаджетов и телефонов являются розничные магазины, а также специализированные магазины электроники. Увеличиваются интернет-продажи, причем сокращается число спонтанных покупок телефонов и гаджетов. Часто выбор и заказ осуществляется через интернет, а выкуп – в магазинах розничной торговли, что позволяет розничным сетям сокращать число торговых точек, повышая эффективность оставшихся.
Объемы рынка:
По данным TrendForce, в прошлом году россияне приобрели 26,15 млн смартфонов (рост 22%) и 17,07 млн кнопочных телефонов (падение на 18,6%). В текущем году тенденция роста продаж смартфонов должна сохраниться, хоть и более низкими темпами, на уровне 6-8 процентов, что обеспечивает объемы рынка на уровне 28 млн штук.
Наиболее востребованные товары:
Cтремится к лидерству на российском рынке ряд китайских брендов, таких как Lenovo, Huawei. В среднем и высоком ценовом сегменте по-прежнему лидируют Samsung и Apple. Однако в этом году в связи с отзывом с рынка Galaxy Note 7 Samsung может уступить свое лидерство. Лидеры нижнего ценового сегмента – вендоры Fly и Explay.
Динамика объемов продаж:
Объем рынка смартфонов, несмотря на кризис, показывает высокие темпы роста, в то время как рынок обычных «кнопочных» телефонов постепенно падает. Рынок гаджетов повторяет динамику рынка смартфонов. Однако влияние кризиса все же заметно. Спрос сместился в сторону более дешевых моделей мобильных телефонов по цене ниже 125 долларов. Драйверами роста являются предлагаемые ритейлерами программы рассрочки и льготного кредитования покупок.
Назовите основные тенденции в рознице
Что будет с сетями, заметны ли тенденции к их развитию или сокращению?
Сокращение специализированных сетей связывают с тенденцией комбинирования онлайн и офлайн продаж. Специалисты предсказывают на ближайшую перспективу существенные изменения в их работе – возможное объединение с сотовыми операторами или расширение ассортимента.
Вытеснит ли сети интернет и перспективы интернет-магазинов в России?
Проблема интернет-магазинов все та же – отсутствие доверия потребителя к качеству реализуемых ими товаров. Если интернет-торговля будет развивать дополнительные сервисы, предлагая конкурентные цены, то объемы покупок телефонов и гаджетов смогут существенно возрасти. Так, рынок интернет-торговли пока остается неразвитым и имеет существенный потенциал роста.
Источник: Пресс-служба АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI), «Коммерсантъ-СПб»