Правительство России утвердило расширение границ трех территорий опережающего развития (ТОР) в Дальневосточном федеральном округе, сообщает в среду пресс-служба кабинета министров. «Границы трех территорий опережающего развития (ТОР), расположенных в Дальневосточном федеральном округе, будут расширены за счет включения новых земельных участков. Такие постановления утвердил председатель правительства Михаил Мишустин», - говорится в сообщении. Расширения касаются ТОР «Курилы», «Бурятия» и «Приамурская», это решение поможет запустить новые инвестиционные проекты. К 2026 году на Северо-Курильских островах планируют создать туристический кластер с гостиницами, базами отдыха, фермами, пешеходными маршрутами и необходимой транспортной инфраструктурой, сообщает пресс-служба.
Насколько это поможет запустить развитие данных территорий?
Расширение территорий должно помочь запустить развитие указанных ТОР. Создание и поддержка территорий опережающего развития (ТОР), конечно, влияет на развитие экономики и инфраструктуры всего региона в целом. Каждая из ТОР имеет собственную специализацию, определяющую глобальное направление развития региона и его роль в развитии всей страны в целом.
Расширение границ территорий опережающего развития – это, безусловно, положительный сигнал. В совокупности с улучшением инфраструктуры это может вдохнуть новую жизнь в регионы и привести к росту количества потенциальных инвесторов, что, в свою очередь, позволит расширить количество рабочих мест и увеличить поступления в бюджеты всех уровней.
Какие меры еще - сверх того - нужны для развития этих территорий?
К сожалению, несмотря на позитивные подвижки и предпринимаемые правительством и руководством страны меры поддержки, нередко появляются новости о том, что за определенный период своего существования та или иная территория не достигла планируемых показателей. Причиной подобных явлений является то, что помимо предоставляемых льгот (в т.ч. налоговых) и преференций, необходимо чтобы сложилась и рыночная конъюнктура, то есть нужно наличие платежеспособного спроса на товары и услуги, производимые в рамках ТОР.
Если говорить о столь отдаленных от основного населения страны территориях, то основным препятствием для реализации проектов в области туризма является транспортная проблема, а именно стоимость билетов на авиа и железнодорожные перевозки пассажиров. Учитывая, что туристический кластер данных регионов будет строиться практически с нуля, то крайне необходимы прямые субсидии на билеты для туристов. Кроме того, можно также дополнительно стимулировать туристические организации на предоставление туров в указанные ТОР (меры могут быть аналогичны мерам поддержки в условиях COVID). Среди прочих факторов, которые могут поспособствовать улучшению рыночной конъюнктуры туристического кластера можно отметить увеличение покрытия территорий высокоскоростным мобильным интернетом и, опционально (где это целесообразно), формирование сети такси (возможно, применительно к Курилам, водного, по примеру ЯндексТакси), а также расширение сервисов каршеринга в указанных регионах.
Кроме того, стоит отметить следующие проблемы регуляторного характера, решение которых может способствовать успешной реализации инвестиционных проектов:
- Слишком жесткие требования для применения льгот по налогам
Речь идет прежде всего о налоге на прибыль организаций. Для получения льготной ставки должно соблюдаться требование, согласно которому не менее 90% доходов, учитываемых в составе налоговой базы, в соответствии с гл.25 НК РФ, должны быть получены исключительно от деятельности в соответствии с Соглашением об осуществлении деятельности на ТОР.
На наш взгляд, это требование достаточно сильно ограничивает круг потенциальных инвесторов, особенно когда мы говорим о не самой стабильной российской экономике. Если инвестор понимает, что при осуществлении деятельности по Соглашению в таком объеме ему не удастся окупить проект в адекватные сроки – он не станет тратить на это время. Аналогично, речь идет о резидентах, которым не удалось получить указанный процент доходов исключительно от соответствующей деятельности – они попадают под повышенную (для них) налоговую нагрузку.
Возможно, целесообразным будет решение о снижении указанного % доходов от конкретной деятельности или же решение об установлении определенных критериев, когда налогоплательщик имеет право не достигать такого результата при конкретных условиях (например, при серьезных изменениях рыночной конъюнктуры в регионе и т.п.).
- Сниженные страховые взносы, но не НДФЛ
Безусловно, для работодателя платить страховые взносы по сниженным ставкам – большой плюс и стимул создавать рабочие места. Однако при стандартной ставке НДФЛ отсутствует стимул для потенциальных работников из более развитых регионов приезжать в указанные ТОР в поисках новых перспектив.
В этой связи будет целесообразным также снизить ставку по НДФЛ для специалистов, которые работают на вновь созданных рабочих местах на ТОР. Еще ряд возможных стимулирующих мер – предоставление льгот на проезд в данные территории для работников и членов их семей, предоставление жилплощади на льготных условиях, покрытие расходы на ипотеку и т.п.
-
Реклама и продвижение ТОР
Каков в принципе экономический потенциал данных территорий? Есть ли у этих территорий «сильные» стороны, в экономическом аспекте?
Несомненно, указанные территории имеют большой потенциал для экономического развития сразу по нескольким аспектам:
-
экономико-географическому положению, так как граничат с рынком Азиатско-Тихоокеанского региона;
-
наличию больших запасов природных ресурсов;
-
природному потенциалу региона.
Каждая из указанных ТОР обладает своими собственными отличительными особенностями:
-
Курилы – возможна реализация инвестпроектов по возобновляемым источникам энергии по примеру Исландии.
-
Бурятия – наличие рядом Байкала открывает большой потенциал для создания рекреационных курортов.
-
Приамурье – развитие экономических отношений с одним из основных экономических партнеров РФ – Китаем.