Каковы перспективы сбыта для российского угля в Азиатско-Тихоокеанском регионе?
Из-за введенного с 10 августа 2022 года европейского эмбарго на импорт угля из РФ объемы российского экспорта по итогам прошлого года просели на 7,5%. Китай и Индия являются одними из основных экономических партнеров России на текущий момент, что позволило частично компенсировать снижение.
Так, высокие цены прошлого года позволили нарастить экспорт угля в Китай на 11,2% до 59,5 млн т, и в Индию почти в три раза – на 147,8% до 16,7 млн т. Компенсировать выпадающие из европейских рынков объемы российского экспорта угля могло бы обсуждаемое с прошлого года межправительственное соглашение с Китаем, предусматривающее поставки угля в объемах до 100 млн т. в год.
Возможность поставок угля на Восток через дальневосточные порты ограничена низкой пропускной способностью РЖД, поэтому немаловажную роль в экспорте угля стали играть морские порты европейской части России. Однако длинное транспортное плечо влияет на рентабельность морских перевозок угля.
Потенциально рост поставок в страны АТР возможен в случае развития транспортной инфраструктуры: модернизации Восточного полигона железных дорог и строительства «Тихоокеанской железной дороги», которая соединит Эльгинский угольный разрез с морским терминалом рядом с поселком Чумикан. Строительство ветки планируется завершить в 2026 году, что позволит увеличить объем отгрузок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в 1,5 раза и снизить издержки угледобывающих компаний.
По Вашим оценкам, реалистично ли продолжение поставок в таких же объёмах?
Коксующийся уголь является основным топливом в производстве стали, потому восстановление сталелитейной промышленности в Китае со снятием ковидных ограничений, а также рост объемов производства металла в Индии могут обеспечить сохранение спроса на российский уголь. Несмотря на «зеленую» повестку и переход к чистой энергии, уголь остается важным энергетическим ресурсом, а развивающаяся азиатская промышленность требует большого количества дешевой энергии.
Какие логистические возможности по поставкам в Азию имеются на настоящий момент?
Доставка угля в Китай осуществляется из дальневосточных портов, куда уголь поставляется преимущественно по железной дороге. Для морских поставок угля в Индию используется транспортный коридор «Север-Юг», соединяющий северо-западные порты России с Индией через Иран. Однако нехватка причалов, терминалов для перевалки угля, а также высокая загруженность маршрута увеличивают сроки доставки и стоимость транспортировки.
Улучшить логистику и снизить стоимость морской перевозки угля не только в Китай, но и в Индию могло бы использование Северного морского пути, экспериментальный рейс по доставке 30 тыс. т. угля из Кузбасса в Китай по нему планируют осуществить в этом году. Но для массовых поставок угля, особенно с применением крупнотоннажных судов, инфраструктура Северного морского пути пока не предназначена.
Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», портал «Про Металл»