После введения санкций более 300 зарубежных компаний временно приостановили работу на российском рынке, объясняя свой уход репутационными мотивами. К таким «самосанкциям» примкнули и зарубежные поставщики, отказавшиеся отгружать продукцию на территории России.

В этих условиях не только ритейл, но и отечественное производство были вынуждены в срочном порядке пересматривать цепочки поставок, чтобы заменить выпадающие из нее звенья.

Одной из антисанкционных мер стало разрешение Правительством РФ параллельного импорта для отдельных товаров.

Что означает параллельный импорт

Параллельный импорт — это термин, означающий ввоз в страну оригинальных товаров без разрешения правообладателя товарного знака (или патентообладателя). «Важно понимать, что параллельный импорт не означает легализацию контрафакта, параллельный импорт – это ввоз оригинальной продукции через альтернативные каналы» - так это поясняется на официальной странице Минпромторга России. «В условиях разрыва сложившихся логистических цепочек, параллельный импорт позволит насытить внутренний рынок продукцией, в том числе завезенной из третьих стран. Также он позволит стабилизировать цены на различные группы товаров.»

Отмечается, что легализованная Правительством РФ процедура отличается от сценария, когда товары ввозятся из-за рубежа нелегально и не проходят требуемых таможенных процедур, например, проходя в качестве закупки для личного пользования. Ввоз контрафакта в случае с параллельным импортом остается незаконным.
Стоит отметить, что в Постановлении от 13.02.2018 N 8-П Конституционный Суд РФ указал, что «в статье 6 Соглашения по торговым аспектам права интеллектуальной собственности (ТРИПС) от 15 апреля 1994 года, обязательного для всех государств – участников ВТО, оговаривается, что данное Соглашение не затрагивает вопросы исчерпания прав интеллектуальной собственности» и пришел к следующему выводу: «решение этих вопросов передается на усмотрение самих государств-участников, к числу которых относится и Россия».


Регулирование параллельного импорта в России

29 марта 2022 года Правительством РФ принято Постановление №506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы».

Согласно документу, исключается гражданско-правовая ответственность для случаев завоза продукции импортерами в обход официальных каналов дистрибуции. Также, в соответствии с постановлением, необходимо определить Перечень продукции, на которую эта норма будет распространяться. Перечень определяется Минпромторгом России по предложениям заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, которые в свою очередь будут определять потребность в той или иной импортной продукции.

С юридической точки зрения снятие запрета на параллельный импорт будет означать, что Правительство сможет определять номенклатуру товаров, на которые будет устанавливаться международный принцип исчерпания права.

Если не принимать во внимание вводимое исключение, то в России для импорта ст. 1487 ГК РФ устанавливается национальный принцип исчерпания права, который был введен еще в 2002 году. В соответствии с этим принципом, товары на территорию РФ могут ввозиться только правообладателем товарного знака или с его разрешения. А пп. 6 ст. 1359 ГК РФ говорит о введении в гражданский оборот на территории РФ продукта, в котором использованы изобретение или полезная модель, либо изделия, в котором использован промышленный образец, самим патентообладателем или иным лицом с его разрешения, или иным установленным в ГК РФ способом. С 2012 года принцип исчерпания права из национального практически стал региональным и распространился на ЕАЭС.

Поэтому до введения санкций зарубежные бренды реализовывали свою продукцию в России через собственную сеть официальных дистрибьюторов, имеющих исключительное или неисключительное право продавать товары на территории страны. Ввоз товаров в обход правообладателя или его дистрибьюторов регулируется ст. 1252 ГК РФ, в соответствии с которой в обычных условиях параллельный импорт так же, как и контрафакт, признается нарушением исключительных прав. При этом правообладатель может потребовать возместить убытки или уплатить компенсацию, которая может составить до 5 млн. руб.

Вопрос легализации параллельного импорта поднимался неоднократно: ФАС выступала за параллельный импорт, указывая, что ввозить оригинальные товары, маркированные товарным знаком правообладателя, может любой импортер.

После введения антироссийских санкций в 2015 году Правительство рассматривало возможность разрешения параллельного импорта для некоторых товаров (лекарств, автозапчастей, детских товаров и пр.), однако окончательного решения принято не было.

В 2018 году Конституционный суд РФ обратил внимание, что к параллельному импорту не должны применяться те же санкции, что и к контрафакту в виде изъятия из оборота, уничтожения и выплаты компенсаций. Это в некоторой степени смягчило отношение к параллельному импорту, и товар мог быть конфискован и подлежал уничтожению только в случае ненадлежащего качества или когда его использование могло принести вред.
Поэтому происходящая сегодня отмена запрета на параллельный импорт на отдельные виды товаров может считаться вполне ожидаемой.


Преимущества и недостатки параллельного импорта

Несмотря на проводимую политику импортозамещения, зависимость от импорта во многих сферах российской экономики остается высокой. Ситуация, когда российское производство не может обойтись без импортного сырья, материалов и комплектующих, далеко не редкость и наблюдается, например:

  • на авторынке, который крайне сильно пострадал от санкций: приостановили отгрузку автомобилей в Россию практически все известные зарубежные бренды, стали останавливаться их автозаводы, работающие в России, а те, что продолжают работать, столкнулись с проблемами поставок комплектующих.
Несмотря на то, что АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ и КамАЗ имеют возможность «отката» к производству автомобилей с минимальным содержанием импортных комплектующих, потребительские свойства продукции в этом случае будут снижены. Поэтому снятие запрета на параллельный импорт машин, запчастей и комплектующих в этих условиях становится действительно необходимым для функционирования отечественного автопрома и авторынка в целом.

  • в фармацевтической промышленности, где около 80% препаратов изготавливаются из импортных субстанций. Хотя фармацевтическая продукция на настоящий момент под санкции не попала, некоторые европейские производители субстанций отказываются поставлять их в Россию. Возможность закупать медицинское сырье у посредников через параллельный импорт позволит обеспечить бесперебойное производство в российских фармкомпаниях.
  • в пищевой промышленности на импорте основаны поставки чая, кофе, шоколада, тропических фруктов, сахарозаменителей, добавок для мясных и колбасных изделий, пищевых красителей, пищевого оборудования, упаковки и пр.
В условиях антироссийских санкций и запрета продажи в России отдельных видов товаров, параллельный импорт расценивается как спасительная альтернатива.

К числу основных преимуществ параллельного импорта можно также отнести снижение стоимости высокотехнологичной продукции и предметов роскоши, цены на которые прежде регулировались производителем, реализующим в России товары через официальных дистрибьюторов. То, что ввозить в страну такие товары теперь сможет любой импортер, сделает внутренний рынок более конкурентным.

Есть также вероятность, что официальные дистрибьюторы зарубежных компаний, присоединившихся к санкциям, благодаря параллельному импорту могут быть выведены из системы госзакупок даже в случае возврата иностранной организации на российский рынок.

Недостатки параллельного импорта связаны, прежде всего, с отсутствием у производителей возможности контролировать сбыт своей продукции и, соответственно, осуществлять ее гарантийное сервисное обслуживание.

Кроме того, ценовая конкуренция может вывести с рынка официальных дистрибьюторов, которые включают стоимость гарантийного сервиса в цену реализуемой продукции, что делает ее менее привлекательной для покупателей.

Легитимность параллельного импорта также может негативно сказаться на инвестиционной привлекательности России. Хотя в условиях введенных санкций инвестиций от западных стран ждать и не следует, однако и восстановлению прежнего уровня взаимоотношений это может помешать на многие годы.


Каким образом будет реализован параллельный импорт в РФ

Согласно упомянутому выше Постановлению Правительства РФ №506 от 29 марта 2022 года, конкретный перечень товаров, для которых будет разрешен параллельный импорт, устанавливается Минпромторгом РФ по предложениям отраслевых ведомств. В отношении утвержденных в перечне товаров (групп товаров) не будут применяются положения пп. 6 ст. 1359 и ст. 1487 ГК РФ при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории РФ правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия.

Пока этого перечня не существует, но скорее всего в него войдут: автомобили и прочая машинотехническая продукция, комплектующие и запасные части для их ремонта и обслуживания; химическая продукция; сырье, используемое предприятиями легкой промышленности.

Во многом снижение стоимости продукции по параллельному импорту будет обеспечено обнулением ввозных пошлин. Этот вопрос сейчас вынесен на повестку, а ЕЭК уже одобрил нулевую ставку для ввоза металлургической, фармацевтической и продовольственной продукции, электроники, а также товаров, используемых в легкой промышленности.


Поддержка в рамках параллельного импорта

Эксперты практики Налогов и права Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» обращают внимание, что так называемый параллельный импорт разрешается только в отношении товаров, утверждаемых в соответствующем перечне товаров. Поэтому, в первую очередь, необходимо убедиться, что ввозимая на территорию РФ продукция, ранее требовавшая разрешения правообладателя товарного знака (или патентообладателя) на ее ввоз, действительно подпадает в перечень разрешенных товаров. Кроме того, поскольку пока практика взаимодействия с таможенными органами в рамках новой системы не сложилась, может потребоваться заранее проработать аргументированную позицию.

Что же касается организаций, планирующих закупать продукцию, ввезенную в рамках параллельного импорта, – рекомендуем не пренебрегать должной осмотрительностью при работе с новыми контрагентами и проводить тщательную предварительную проверку приобретаемого товара. Несмотря на то, что легализация импорта сторонними предпринимателями без разрешения правообладателя существенно расширяет возможности поддержки отечественных производителей, текущая ситуация с санкциями и прекращением поставок, в том числе, повышает риски появления контрафакта (поддельной продукции с незаконным использованием охраняемых средств индивидуализации этих товаров).




Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
Автор материала
Ольга Яцало
Руководитель проектов практики Налогов и права
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты