Какая доля выручки медицинских клиник до COVID-19 приходилась на сезонные процедуры: прививки, чекапы и т.п.?

В последние годы рынок платных медицинских услуг находился под давлением длительного сокращения реальных доходов населения, которые за 2014-2019 годы снизились на 7,36%, просев на фоне пандемии 2020 года еще на 3,5%. Понятно, что в условиях падения реальных располагаемых доходов темпы роста рынка платных медицинских услуг заметно уступают инфляции, поэтому за 2014-2019 гг. рынок вырос всего на 9,7%, а в 2020 году – просел на 5,4%, притом, что цены на услуги выросли на 7,6%.

До ковидной пандемии в 2019 году на долю диагностических процедур и исследований приходилось 14,8% всей выручки платных медицинских учреждений, а объем рынка составлял более 126,8 млрд руб. Распространение коронавируса заметно изменило спрос на услуги лабораторной диагностики – уменьшилось количество активно сдаваемых до ковидной пандемии базовых тестов (ОАК, ОАМ, биохимия, гормоны и пр.). Средняя стоимость чекапа, включающего посещение терапевта и комплекс базового тестирования (лабораторную, инструментальную и функциональную диагностику), достигала 40 тысяч рублей. В то же время, доля ковидной группы тестов, по оценкам, превысила 30% в общем объеме услуг лабораторной диагностики.

С середины декабря 2020 года частные клиники смогли присоединиться к программе «всеобщей вакцинации», и, хотя сама вакцина предоставляется бесплатно, доход платных клиник формируют дополнительные услуги (введение вакцины, консультации терапевта, анализы и пр.).

Кроме того, 2021 год ознаменовался посткризисным ростом реальных доходов населения и платежеспособного спроса, поэтому, ожидаемый прирост выручки от вакцинирования и лабораторной диагностики может превысить 20-25%, в то время как объем рынка платной медицины по итогам года может вырасти на 9-9,5%.

Как вы считаете, есть ли тренд на увеличение использования фактора сезонности для продажи услуг? Насколько выросли продажи чекапов и т.п.?

Сегодня сезонность спроса на диагностические процедуры диктуется вспышками ковидной пандемии – в апреле-мае и в сентябре-ноябре текущего года, когда возрастает спрос на ковидную диагностику.

Чекап всего организма относится к числу достаточно дорогих процедур, и их продажи в 2021 году растут на фоне отложенного спроса. Однако какого-либо явного тренда в этой сфере диагностики пока не наблюдается. Посетители частных клиник по-прежнему предпочитают сдачу отдельных видов базовых тестов всесторонней диагностике.

Можно ли говорить, что мировая медицина в целом двигается от лечения болезней к их предупреждению, а значит фактор сезонности будет иметь все большее значение в заработках медицинских клиник? Какие это могут быть услуги?

Конечно, предупреждение возникновения болезни намного эффективнее ее лечения. Рост численности населения повышает риски возникновения и распространения различных инфекционных заболеваний, что, в свою очередь, повышает роль фактора сезонности. Однако практика показывает, что население более склонно откладывать превентивные медицинские процедуры «на потом», и даже проводимая сегодня бесплатная вакцинация от коронавируса пока не достигла желаемого результата.

Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», газета «Деловой Петербург»

Автор материала
Олег Пахомов
Директор практики Управленческого консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты