С учетом принятых США и ЕС санкций и мер, а также упавшего экспорта газа, поможет ли рост налогов достигнуть целевого показателя в бюджете или все равно есть риск его невыполнения?

Чисто арифметически, принятые меры должны принести в казну чуть меньше 3 трлн рублей, т.е. примерно 973 млрд. в год. Это весьма существенная прибавка к нефтегазовым доходам, которая поспособствует достижению целевого ориентира.

При подготовке Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, проводился сценарный анализ нефтегазовых доходов бюджета в достаточно широком диапазоне параметров «объем добычи»/«цена», который показал наиболее вероятные значения в диапазоне от 7,5 трлн. руб. до 8,4 трлн руб., при различных комбинациях указанных параметров. Так что дополнительная прибавка в размере 0,973 трлн. руб. является своего рода «подушкой безопасности» для достижения целевых ориентиров.

Очень важно, что сам-по себе четкий целевой ориентир в размере 8 трлн. руб. появился в п. 4 ст. 96.6 Бюджетного Кодекса вместо ранее действовавшей «цены отсечения» в размере 40 долл. за баррель (с двухпроцентной ежегодной индексацией). Это важный этап, который фактически подвел черту под ранее действовавшей бюджетно-кредитной политикой. В сложившейся ситуации такой шаг является правильным и своевременным.

Как рост налогов отразится на развитии отрасли? Может ли он стать причиной снижения добычи нефти в следующем году? Насколько может снизиться производство?

Мы живем в рамках новой парадигмы, поэтому восприятие экономики вообще и нефтегазовой отрасли в частности в рамках «вчерашних» реалий не совсем уместно. Если ранее было понятно, что наращивание добычи – это рост экспорта, а значит, увеличение количества импортируемых материальных благ для граждан, то теперь во внешней торговле экспорт уже существенно доминирует над импортом, есть проблемы с ввозом целых классов необходимых в стране товаров или получением услуг, то есть наращивание добычи и экспорта углеводородов – не панацея.

К слову сказать, данный процесс и до «геополитических вихрей» последнего времени был подвержен разного рода стихийным колебаниям. Чего стоит одна только пандемия, которая в одночасье перечеркнула повышательный тренд нефтегазового экспорта, длившийся без перерывов более десятилетия.

Так что производство в отрасли может как снизиться, так даже и несколько подрасти, в зависимости от внешних и, что теперь более важно, внутренних факторов роста (национальные несырьевые секторы экономики). При этом логично, что финансовое бремя инвестиционного развертывания новых и реконструируемых отраслей и комплексов промышленности пока ложится на плечи нефтегазового сектора – с самых сильных и спрос особый.

При этом руководство страны своевременно реагирует на вызовы времени, выводя вопросы внутренних инвестиций на первый план. Появляются конкретные целевые ориентиры, под которые рассматриваются четкие стоимостные показатели, как, например, в случае с существенной переработкой механизма бюджетного правила.

Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», Российская газета

Автор материала
Александр Силаков
Партнер практики Налогов и права
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты