Банк России объявил, что с 13 сентября будут изменены тарифы полиса ОСАГО. Указание уже зарегистрировано Минюстом РФ. Коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев будет расширен на 26% вверх и вниз. Для водителей легковых автомобилей базовая ставка будет рассчитываться в промежутке от 1646 до 7535 рублей. Для общественного транспорта же коридор будет увеличен в обе стороны на 17,8% - журнал «Эксперт».
Как вы оцениваете данную меру? Согласны ли вы с перечисленными негативными и позитивными последствиями?
До марта текущего года тарифы ОСАГО устанавливались сроком на год, и предыдущее повышение было в январе. Теперь Банк России может менять тарифы неограниченное число раз в год, и текущее повышение может быть не последним. При установлении более широких границ коридора регулятор руководствуется стремлением «либерализовать» рынок ОСАГО, т.е. предоставить страховщикам больше свободы для конкуренции.
Однако пересмотр тарифов не привел к изменению потолка страховых выплат, он остался на уровне 400 тыс. руб. при ущербе автомобилю или другому имуществу и до 500 тыс. руб. в случае ущерба здоровью. И хотя вопрос об увеличении лимита выплат по ОСАГО периодически обсуждается, в ближайшей перспективе этого не произойдет.
Насколько данная мера будет действенной?
Тарифный коридор расширяется как вверх, так и вниз. Страховщики привлекут больше страховых премий от водителей с высокой степенью риска, что позволит переложить на них бремя страховых выплат. В то же время аккуратные автовладельцы, имеющие значительный опыт, не нарушающие правил дорожного движения и не допускающие аварий должны платить меньше.
Практика показывает, что повышение страховых тарифов происходит сразу же после расширения тарифной «вилки», но понижать их до нижней границы коридора страховщики не торопятся. И ОСАГО для автовладельцев с низкой категорией риска, скорее всего, не станет дешевле.
С ростом тарифов проблемы страхователей не уменьшатся. Несмотря на то, что страховщики не могут отказывать в заключении ОСАГО, они не хотят заключать договора с автовладельцами с высокой категорией риска. Поэтому некоторые компании стали использовать онлайн-сервисы для «отсева» неблагонадежных клиентов, которые попросту не могут заполнить форму на сайте и перейти к оплате договора, а получают сообщение о «технических неисправностях».
Реформа рынка ОСАГО будет более эффективной, прежде всего, если рынок покинут недобросовестные игроки.
Не приведёт ли это к числу тех, кто ездит без полиса?
Повышение тарифов почувствуют не только недобросовестные автовладельцы, но также многие из тех, кто аварий не допускал, в их числе молодые водители, автовладельцы, не имеющие достаточного опыта вождения, а также водители такси и коммерческого транспорта. Сегодня лишь один из четырех водителей такси имеет соответствующий полис ОСАГО. Большинство из них, приобретая полис страхования, не указывают, что транспортное средство используется в качестве такси. Рост тарифов, вероятно, увеличит число таких «уклонистов».
Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», журнал «Эксперт»