«Слежка на миллион: как заработать на распознавании лиц клиентов» – так называется статья, вышедшая в издании РБК в рубрике «Свое дело». Материал посвящен системе распознавания лиц, которая призвана помочь банковским структурам в борьбе с одним из самых распространенных видов мошенничества – получением нескольких займов на одно лицо. Принцип работы системы, пишет газета, состоит в сверке фотографии клиента, сделанной камерой в банке, с изображением в паспорте и в базе банковских должников.
В рамках подготовки статьи редакция РБК обратилась в АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI) с просьбой прокомментировать материал. Директор Департамента управленческого консалтинга Группы Олег Пахомов представил свой экспертный взгляд на ситуацию:
Фотобиометрия, основанная на идентификации пользователей через обработку цифрового фото или видео изображения, уже с начала этого века активно применяется в банковском бизнесе. На российском рынке первыми это направление стали осваивать скоринговые компании, которые добавили программу распознавания лиц в используемые антифрауд-системы. С 2014 года в Сбербанке действует система распознавания лиц, которая позволяет выявлять и пресекать мошенничество при получении кредита.
По предварительным оценкам, ущерб банков от кредитного мошенничества в 2015 году составит порядка 25 млрд рублей, эта сумма в несколько раз ниже пика 2013 года, когда потери банков составляли около 80 млрд рублей. Сокращение числа мошенничеств в кредите связано, прежде всего, с усовершенствованиями антифрауд-технологий. Несмотря на то, что разработка системы распознавания лиц обходится более чем в сотню миллионов рублей, окупаются затраты достаточно быстро. При этом перспективные возможности применения фотобиометрии в банковской сфере чрезвычайно широки.
На пути внедрения, однако, стоит одно существенное ограничение, которое пока играет на руку мошенникам – это низкое качество как фотографий в паспортах, так и снимаемых с них скан-копий. Получить с фотографии в паспорте релевантные антропометрические данные, так называемый биометрический ключ, который включает в себя параметры носогубного треугольника, межзрачкового расстояния и других показателей, удается лишь в 30% случаев. А для банковских систем необходима надежность срабатывания не менее 90%. Таким образом, дальнейшее развитие данного подхода станет возможным при создании и наполнении антропометрической базы данных кредиторов и должников.
Тем не менее, уже сегодня некоторые банки и платежные системы используют фотобиометрию для верификации онлайн-платежей и в ближайшем будущем намерены отказаться от стандартных паролей, пин-кодов и кодов подтверждения. Например, нидерландский ABN AMRO Bank позволяет регистрироваться пользователям с их смартфонов. Для первоначального подтверждения банк просит предоставить фотографии паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, сделать селфи-портрет и провести тестовый платеж на сумму 0,01 евро. Затем доступ к мобильному банкингу осуществляется просто через селфи.
Deutsche Bank тоже экспериментирует с новыми антифрауд-технологиями, основанными на фотобиометрии и сканировании отпечатков пальцев. Еще одним из ключевых игроков финансового рынка, внедряющим фотобиометрию, является MasterCard, который в настоящее время параллельно тестирует несколько продуктов идентификации пользователей при совершении онлайн-платежей. Ведь на его долю приходится почти треть транзакций по кредитным картам и четверть платежей по дебетовым картам по всему миру. Пилотный проект, осуществляемый MasterCard совместно с кредитным союзом First Tech Federal, планирует совместное использование программ распознавания лиц и голоса для онлайн-банкинга.
Источник: Пресс-центр АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI), РБК