Каковы результаты политики локализации в фармотрасли в РФ в период 2010-2020 гг.? 

Развитие фармотрасли в прошлом десятилетии было направлено на увеличение доли отечественных фармпрепаратов на российском рынке с 23,5% до 36,9% в денежном выражении. Предполагалось, что локализация иностранных фармацевтических брендов станет одним из драйверов развития отечественной фармотрасли. И действительно, на долю локализованных производств приходится почти четверть (24,5%) всего выпуска лекарств в России в денежном выражении и около 10% упаковок лекарств.

Эффект от локализации проявляется в снижении цен на производимые лекарства. Однако большинство иностранных производителей на российских производственных площадках выпускают ограниченный перечень лекарственных препаратов из ассортиментной линейки бренда. Всего на российском рынке локализовано производство чуть более 400 препаратов. Другие лекарства эти компании предпочитают импортировать, что существенно снижает эффективность политики локализации.


Насколько РФ включена в глобальный процесс и есть ли смысл стремиться РФ к локализации? 

Розничный фармацевтический рынок России занимает 5-е место в мире, а по объемам производства лекарств страна лишь на 14 месте. Как один из крупнейших импортеров Россия глубоко интегрирована в глобальный рынок лекарств, но ее экспорт ограничен в основном странами СНГ.

Западные фармомпании локализуют производство лекарств в России только для того, чтобы стать ближе не только к российскому потребителю, но и к покупателям из стран СНГ. Сырье для производства они закупают у зарубежных производителей своей же структуры. К локализации всего производственного цикла в России западные фармкомпании не стремятся, прежде всего, из-за сложных разрешительных процедур, реализация которых зачастую занимает несколько лет.

Полная локализация производства лекарственных препаратов несомненно могла бы подстегнуть развитие отечественного фармрынка. Это могло бы снизить внутренние цены на лекарства, сократить зависимость от импорта и нарастить экспорт.


Как на сегодняшний день обстоят дела с иностранными инвестициями в фарму в РФ? Какие перспективы привлечения зарубежных инвесторов и технологий?

Из-за санкций западные фармкомпании отказались от новых инвестиций в их бизнес в России. Но никто из иностранных фармкомпаний, кроме американской BMS, не стремится покинуть российский рынок, так как высокая конкуренция, существующая на мировом фармрынке, позволит достаточно быстро найти им замену.

 В условиях санкций у России есть возможность осуществить «передел рынка» и привлечь фармкомпании из «дружественных» стран со своими технологиями на условиях высокой степени локализации производства. О своем желании занять нишу, если она освободится, заявили индийские фармкомпании, которые вместе с производством лекарств могли бы локализовать в России выпуск медицинских субстанций.

Valuation.jpg
Подробнее о решениях экспертов Группы:
Экспертная поддержка в поиске и привлечении инвестиций

Каковы перспективы развития российской фармацевтической промышленности в среднесрочной перспективе?

Западные фармкомпании приостановили клинические испытания инновационных фармпрепаратов, что в будущем существенно осложнит их продажи в России и может привести отечественный рынок к отставанию, так как любой инновационный препарат должен пройти пятилетние клинические испытания в нашей стране, чтобы быть допущенным к продаже.

Если будут задействованы в полной мере объявленные правительством меры финансовой и административной поддержки фармотрасли, то уже в ближайшей перспективе мы сможем увидеть всплеск интереса российских фармкомпаний к новым разработкам. А опыт, наработанный при продвижении на международный рынок вакцины против коронавируса, сможет пригодиться в популяризации других российских инновационных препаратов.

Еще одним трендом в развитии отечественного фармрынка в среднесрочной перспективе может стать рост производства медицинских субстанций, способный сократить зависимость отечественных производителей лекарств от их импорта, сегодня покрывающего почти 80% их потребностей в сырье.


Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», Коммерсантъ
Автор материала
Олег Пахомов
Директор практики Управленческого консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты