Насколько развитие электротранспорта перспективный проект для РФ?

Продажи электромобилей, а соответственно и потребность в их выпуске, напрямую зависят от количества в стране электрозаправок. К концу 2020 года в России насчитывалось чуть более 300 зарядный станций, а машин было продано 687, к концу 2021 года насчитывалось около 1,5 тыс. зарядный станций, а продажи электрокаров достигли 2,2 тыс. ед. Тем не менее на электромобили в России приходится только 0,2% продаж.

К примеру, в США 41 тыс. электрозаправок, которые рассчитаны на 100 тыс. зарядных мест, и за 2021 год было продано 490 тыс. электромобилей. К 2025 году в США и в Европе будет построено еще 3,5 млн электрозаправок.

Насколько электрокары пользуются популярностью в РФ среди населения? И будет ли на них повышенный спрос в будущем?

Всего в России используется около 16,5 тыс. электромобилей, почти 70% из которых произведены корейским автопроизводителем Nissan. Слабое развитие заправочной инфраструктуры в России долгое время препятствовало выпуску отечественных электромобилей. К 2024 году в стране будет уже 11 тыс. зарядных станций, а к 2030 году планируется увеличить их число до 50 тыс. Что сделает рынок электромобилей крайне привлекательным для инвестиций и будет способствовать развитию отечественного производства.

Интерес россиян к электромобилям диктует и то, что их обслуживание обходится дешевле, хотя конкретная стоимость зарядки зависит от оператора и региона, и в отличие от цен на бензин и дизтопливо, пока никак не регламентируется. Кроме того, владельцы электромобилей могут бесплатно заряжать их в подземных паркингах и на городских парковках.

В перспективе возможно введение таких мер поддержки владельцев электрокаров, как бесплатный проезд по платным трассам, снижение или даже обнуление транспортного налога.

В чем плюсы и минусы подобных проектов?

До введения санкций можно было рассчитывать на то, что западные автоконцерны смогут локализовать сборку электрокаров в России. Сегодня приходится полагаться на отечественных автопроизводителей. Огромным минусом проектов производства электромобилей является высокая зависимость от импортных комплектующих, которая достигает 50%. И выпуск НТЦ «Приводная техника» электроприводов в рамках импортозамещения является небольшим, но важным шагом к локализации производства электрокаров в России.

С чем связан повышенный интерес к созданию подобных типов авто у властей и компаний?

Инвесторов поддерживает программа финансирования в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК), которая позволяет рассчитывать на получение земельного участка под строительство, частичное государственное финансирование и налоговые льготы. В формате СПИК осуществлялась реализация проекта производства электромобилей компанией «Моторинвест» в ОЭЗ «Липецк» стоимостью 13 млрд руб. И благодаря государственной поддержке в сентябре этого года в России появятся электромобили под брендом Evolute. За 10 лет реализации проекта планируется выпустить 242 тыс. электрокаров различных модификаций.

Всего к 2024 году в планах российского правительства организовать возможность выпуска на менее 25 тыс. электромобилей, а к 2030 году и вовсе планируется сделать каждый десятый выпускаемый автомобиль электрическим. Однако антироссийские санкции, вполне возможно, отодвинут выполнение этих планов.

Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», журнал «Эксперт»

Автор материала
Олег Пахомов
Директор практики Управленческого консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты