В каких арктических субъектах страны доступен интернет?

Во-первых, следует сказать, что спутниковая связь (Экспресс-РВ) в любом случае уступает оптоволоконной (и по скорости, и по цене, и по мощности, надежности связи), поэтому сегодня активно развиваются проекты прокладки кабелей в АЗРФ.

На конец 2021 года все крупные города АЗРФ обеспечены качественной связью и широкополосным интернетом. Проникновение составляет порядка 70%, то есть из 10 домохозяйств 6 - 7 в среднем, а в каких-то случаях даже 8 к интернету подключены, причем подключены к выделенному интернету. Скорость интернета ниже, чем в крупных городах, и в разы дороже.

Сегодня лучше всего интернет представлен в Мурманской области, Архангельской области, Республике Коми и Якутии. В 2016 г. покрытие оптоволокном в Мурманском и Архангельском регионах достигло 100%, а качество услуг связи там ничем не отличается от услуг, предоставляемых в Центральной России. В феврале 2022 года завершено строительство первой волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) пропускной способностью от 100 Гбит/сек, соединившей оптикой два региона АЗРФ – Ямало-Ненецкий АО и Республику Коми. Создана цифровая инфраструктура для развития сетей фиксированной связи в Заполярье. Ввод в эксплуатацию новой телеком-магистрали протяженностью 25 километров обеспечит кратное увеличение объема передаваемого трафика и рост скоростей, станет основой отказоустойчивой работы сетей мобильной и фиксированной связи в двух арктических регионах.

Худшее состояние телекоммуникационной структуры в Чукотском АО. Там сложная транспортная схема, нет достаточной протяженности оптоволокна и, как следствие, связь плохого качества. Сегодня в регионе основная связь - спутниковая, а это означает очень медленный и дорогой интернет, а также ограниченные возможности для развития разных «умных» программ. Этот регион самый сложный.

Во многих районах Красноярского края невозможно предоставлять услуги высокоскоростной передачи данных через существующие спутниковые каналы связи. В настоящее время рассматривается проект по строительству волоконно-оптических линий связи по маршрутам Дудинка – Усть-Порт – Караул – Воронцово – Диксон, Дудинка – Хатанга, Игарка – Светлогорск – Туруханск – Северо-Енисейск, Игарка – Енисейск. Именно в этих районах очень слабый и некачественный интернет/связь.


В чем заключаются основные проблемы, связанные с развитием интернета на территории Арктической зоны?

Основные проблемы:

  1. Сложности привлечения бизнеса в регионы АЗРФ. В чистом виде получить коммерческую выгоду от использования средств связи в таких крайне удаленных регионах – очень сложно. Сложно и совместить коммерческие интересы на фоне отсутствия гарантированного спроса на услуги связи и государственные (с соответствующим обременением различно рода организационными условиями).
  2. Отсутствие госзаказа на подготовку специалистов в области арктической связи, а также утрата арктических полигонов для испытаний различной техники.
  3. В регионах АЗРФ в основном проложены каналы радиорелейные, оптику во многих случаях просто физически невозможно прокладывать. Как следствие - неравномерное покрытие оптоволокном разных территорий в регионе. Если в арктических городах покрытие доходит до 100%, то в отдаленных районах Чукотки, Красноярского края, Карелии оно нередко отсутствует полностью. В таких районах жителям доступна лишь спутниковая связь. Ее качество низкое и нестабильное, а стоимость высокая.
  4. Разрозненность межведомственных интересов. Компании и целые отрасли работают над отдельными цифровыми проектами, прекращая их реализацию на середине пути (например, международный проект Arctic Connect заморожен), что приводит в итоге к неэффективному результату для всех. По одному решить глобальную задачу цифровизации региона не получается, потому что подобная задача требует как больших финансовых и временных вложений, так и высокой квалификации специалистов. Сегодня делаются попытки объединения усилий различных ведомств, занимающихся реализацией цифровых проектов.

Повлияет ли развитие интернета в труднодоступных регионах страны на развитие арктического туризма?

По данным Минвостокразвития, турпоток в российской Арктике только увеличивается: в 2019 году ее посетили 1,17 млн туристов – на 5% больше, чем в 2018 году. Самым популярным регионом является Мурманская область, на долю которой приходится до 40% туристов. На втором месте находится Архангельская область с 18%, на третьем – Карелия, Саха и Ямало-Ненецкий автономный округ – по 15%.

Для туризма нужна соответствующая инфраструктура. Доступ к современным условиям связи, банковским технологиям и технологиям бронирования – это необходимые условия развития арктического туризма. Удаленно забронировать номер в гостинице или квартиру в городе, обработать и переслать сделанные фото и видео, заказать те или иные услуги, найти информацию о достопримечательностях региона и многое другое.

Большинству туристов необходимы технологические инновации в области путешествий (например, мобильные туристические гиды), которые сделают впечатления от поездки действительно уникальными. Проникновение технологий позволит упростить стандартные операции туристов. Это, например, отслеживание багажа в режиме реального времени через телефон, объединение функций планирования поездки и бронирования услуг в одном приложении. Специалисты ВШЭ отмечают, что совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры обусловит появление «умных городов» в АЗРФ, а это – персонализированный и качественный турсервис.

Кроме того, по данным аналитических агентств, сегодня наблюдается рост миллениалов и представителей поколения Z, которые ищут экологичные варианты для путешествия. АЗРФ – прежде всего, экологический туризм. При этом, подавляющее большинство путешественников по всему миру утверждают, что будут посвящать время тому, чтобы снизить негативное влияние на окружающую среду во время поездки. Подобные туры невозможно провести без качественной связи и интернета.

Можно заметить закономерность: чем лучше развит интернет/связь, тем больше разрабатывается туристических проектов в регионы АЗРФ. Так, в Мурманской области телекоммуникационная инфраструктура лучше развита, соответственно, и поток туристов выше, и т.д. В АЗРФ 90% проектов туристических туров – экологические и культурные.


В чем состоит сложность обеспечения доступа спутниковой связи на подвижных объектах коллективного и индивидуального пользования? Каковы перспективы?

В настоящее время первоочередной задачей на федеральном уровне является цифровизация именно СМП. Сейчас только разрабатывается концепция единой платформы цифровых сервисов Севморпути, которая началась в августе 2020 года. В первую очередь, цифровизация Севморпути будет зависеть от востребованности и привлекательности его в качестве новой перспективной транспортной магистрали. Однако, данные показывают, что ежегодно увеличивается рост грузопотока по СМП (по данным аналитиков в геометрической прогрессии за последние 3 года), как следствие, развивается атомная ледокольная группировка и транспортные суда высокого ледового класса, которым необходимо обеспечение круглогодичной навигации. Сейчас СМП – важный стратегический объект для государства, ибо к 2030-м гг. СМП должна стать новой, дополнительной транспортной магистралью в рамках Евразийского континента.

Сейчас речь идет не просто об обеспечении связи СМП, а разработке цифровой платформы АЗФР, где эта самая связь встроена в платформу. Проблем в развитии ТК-инфраструктуры СМП много. В первую очередь, это отсутствие подобного опыта в мире: нет аналогов обеспечения качественной связью и интернетом в таких суровых условиях. Во-вторых, очень много составляющих необходимо увязать для цифровизации СМП: в хорошем случае сервис должен проложить и предложить оптимальный маршрут, который точно предсказывает не только саму проводку и маршрут, но и время прихода в конкретный порт. Нужно увязать источники информации, просчитать математику и заложить соответствующий алгоритм. Это и дрейф льда в каждой конкретной точке. Особенно важен ветер. Это и сплоченность льда, различные трещины, разломы, торосы, влияющие на возможность маневрировать, выдерживая необходимую коммерческую скорость. Это и синхронизация с ледокольной проводкой, это надлежащее и навигационно-гидрографическое обеспечение, это и в том числе спутниковые снимки дистанционного зондирования Земли, это и обучение машины понимать подобные снимки и правильно их интерпретировать. Все это входит в понятие «ледового роутинга», который на данный момент реализовать невозможно. Сейчас планируется реализовать ледовый навигатор на базе спутниковой связи, который позволит прокладывать маршруты. Дальше на него будут накладываться слоями другие цифровые сервисы – навигационно-гидрографического, гидрометеорологического обеспечения, безопасности судоходства.

В настоящее время существует явный недостаток источников информации по ледовой обстановке. Отечественной спутниковой группировки для торгового мореплавания нет. Есть ряд иностранных спутников, которые работают по своим программам и алгоритмам. Некоторую часть иностранных снимков Россия получает, но этого недостаточно. Для полноценной работы системы потребность в снимках составляет полное покрытие снимками всего СМП 1 раз в сутки. Сейчас эту задачу решить с иностранными спутниками крайне сложно или практически невозможно. Касаемо перспектив спутниковой связи в отношении СМП – туманно.

По данным специалистов «Росатома», спутниковая связь и в перспективе не даст желаемого результата в таких суровых условиях, нужно прокладывать подводные ВОЛС. Но в данном направлении пока только разрабатываются проекты, прежде всего, «Полярный экспресс», способный обеспечить СМП, связав Европу и Азию через арктическую зону. Но в данном случае еще проблема возникает – вопрос национальной кибербезопасности. Могут появиться ограничения со стороны других стран. Например, в октябре 2019 года Министерство юстиции США выступило против проекта Google, Facebook Inc. и китайской компании по прокладке кабеля США-Гонконг.






Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», газета «Вечерняя Москва»
Автор материала
Армен Даниелян
Старший партнер. Директор по стратегическому развитию
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты