Росфинмониторинг только в этом году заблокировал около 460 тысяч операций на сумму 180 млрд. рублей. При этом механизма разблокировки подобных операций и счетов еще нет, так как большинство блокировок связано с появлением черного списка компаний, заподозренных в отмывании денег. Часто достаточно единичного случая выявления подозрительной операции, чтобы счет был заблокирован уже совсем, а сам отправитель тоже пополнил черный список. Механизм исключения клиента из этого черного списка тоже не проработан, банки вправе прекратить обслуживание таких клиентов и без объяснения причин отказать в открытии счета. Для многих предприятий подобная ситуация кажется неразрешимой, это является главной причиной появления множества фирм-посредников, которые берутся за разрешение подобных ситуаций. Насколько оправдано обращение в такие фирмы?
Главным преимуществом подобных фирм является опыт. Клиент, столкнувшись с блокировкой счета или отдельной операции, часто не имеет представления, куда нужно обратиться за помощью. Хотя шаги, которые будет предпринимать фирма-посредник, ничем не будут отличаться от тех, которые предпринял бы сам клиент, если бы занимался вопросом самостоятельно.
В случае подобных блокировок банк требует предоставить документы по сделке, но учитывая, что блокировки привязаны к черному списку, предоставление запрошенных документов, может не решить проблемы. Механизма исключения предприятия из черного списка пока тоже нет. Поэтому следующим шагом должно быть обращение с жалобой в Росфинмониторинг или в ЦБ на неоправданную блокировку операции/счета. Но порядок рассмотрения подобных жалоб также еще недостаточно проработан и не гарантирует быстрого разрешения ситуации. В случае если проблема и здесь не будет решена, то единственный оставшийся вариант – обращение в суд, длительная и сложная процедура, к которой прибегают немногие.
Большинство предприятий, столкнувшихся с подобными блокировками дожидаются возврата заблокированных средств и пытаются перейти на обслуживание в другую кредитную организацию. Фирмы посредники во всех случаях просто берут на себя юридическое сопровождение клиента, которое действительно требуется лишь на этапе обращения в суд, чего в большинстве случаев не происходит.