Общие показатели и тенденции рынка телекоммуникаций в 2022 и 2023
По итогам 2022 года рынок телекоммуникационных услуг достиг объема в 1,8 трлн рублей и показал положительную динамику относительно предыдущего года (+3,1%). Рынок телекоммуникационных услуг продолжает расти от года к году на протяжение шести лет. Более половины доходов (53%) в 2023 году отрасль получила от физических лиц. Увеличение доходов отрасли в первую очередь связано с повышением тарифов на услуги телекоммуникационной связи для населения (+6,8%). При этом динамика повышения тарифов все равно меньше, чем рост цен в России в целом (+13,8% согласно индексу потребительских цен).
Значительную часть дохода отрасли приносит мобильная телефонная связь — 462,6 млрд руб. за 2022 год. При этом фиксированная связь продолжает показывать отрицательную динамику по выручке (-4,6%). А динамичной по объему выручки услугой является мобильный интернет. В 2022 году на 8,6% (до 355,5 млрд руб.) увеличился доход от предоставления этой услуги связи. Стоит отметить, что в текущем году многие телеоператоры ввели платный тетеринг — использование мобильного телефона в качестве точки доступа. Однако уже к концу года после уведомления ФАС три оператора из «большой четверки» — «Мегафон», «Билайн» и Tele2 — сообщили, что отменят плату за раздачу интернета.
Крупнейшие представители телеком-отрасли
Крупные операторы, которые предоставляют телекоммуникационные услуги, расширяют спектр предлагаемых услуг и сервисов. Для этого компании приобретают менее масштабные компании в сфере телекома, IT и других. Так, компании по формату становятся бизнес-экосистемами. Представители отрасли считают, что такая стратегия развития позволяет улучшать экономические показатели, а также эффективнее продвигать новые услуги и сервисы за счёт их представления под брендом компании, которая уже вызывает доверие у пользователей.
Ростелеком
Компания является одним из крупнейших интегрированных провайдеров цифровых услуг и решений в России. Предоставляет сервисы и услуги в различных клиентских сегментах — B2C, B2B, B2G и B2O. Ее выручка по итогам 2022 года составила 627,1 млрд руб. Число интернет-абонентов компании, которые подключены по волоконно-оптическим сетям, к концу I полугодия 2023 года достигло 11,7 млн, что на 6% выше показателей шести месяцев прошлого года. Число пользователей IPTV выросло на 5% — до отметки в 6,9 млн.
МТС
Последние несколько лет МТС активно развивает собственную цифровую экосистему. Как отмечает Президент компании Вячеслав Николаев, за последние три года в компании произошло больше изменений, сделок, чем за прошлые 5-7 лет. И процесс развития и трансформации с учетом экосистемной стратегии МТС продолжает ускоряться. С 2019 года МТС придерживается стратегии CLV 2.0, которая ориентирована на формирование продуктовой экосистемы с бесшовным переходом между сервисами на базе телеком-бизнеса.
Вымпелком
В октябре 2023 года была закрыта сделка по выкупу российским менеджментом «Вымпелкома» у нидерландском компании VEON. «Вымпелком» выкупил свыше 96% облигаций VEON в России. Как отмечает Генеральный директор «Вымпелкома» Александр Торбахов, компания освободилась от ограничений (например, теперь ей доступно участие в госконтрактах и тендерах с государственным финансированием; за счет чего компания сможет развивать работу с сектором B2G), а также сможет активнее наращивать партнерства внутри страны.
Мегафон
В конце 2022 года глава компании Хачатур Помбухчан подчеркнул, что «Мегафон» не является экосистемой, а лишь телекоммуникационный оператор. Однако компания развивает некоторые цифровые сервисы и платформы. Например, развивает интернет вещей. В начале года стало известно, что «Мегафон» развернул в Арктике сеть NB-IoT по наблюдению за вечной мерзлотой, так удалось внедрить геотехнический мониторинг. А внедрение NB-IoT в РЖД обсуждалось в 2022 году. Также важно отметить, что в августе 2023 года компания запустила единую подписку на четыре онлайн-кинотеатра (среди которых и платформа, на 45% принадлежащая «Мегафону» — Start). Таким образом компания привлекает аудиторию, которая не может ограничиться использованием одного сервиса, и реализует тренд на диверсификацию, который соотносится со стратегией развития бизнес-экосистемы.
Главный тренд — диверсификация
Крупные телеоператоры предлагают услуги и решения не только по предоставлению мобильной или фиксированной связи и интернета, но и подписки на различные онлайн-платформы: для просмотра фильмов и сериалов, для чтения, прослушивания музыки, покупки билетов и т.д. Таким образом операторы осваивают медиабизнес. МТС владеет кинотеатром KION, «Ростелеком» — Wink, «Мегафон» владеет долей сервиса Start. При этом в ближайшие несколько лет можно ожидать слияния нескольких онлайн-кинотеатров для их укрупнения и, как следствие, увеличения аудитории. Стратегия создания множества платформ с фильмами и сериалами не долговечна по той причине, что ни одна из работающих сейчас на территории России платформ не может предложить зрителю широкий ассортимент контента. Такие объединения происходят уже в 2023 году — слияние сервисов Wink и more.tv).
Также телеком-операторы активно консолидируются с IT-компаниями, которые разрабатывают технологии и сервисы не только для телекоммуникационных компаний, но и для компаний в других отраслях: в частности, в промышленности. Это позволяет компаниям динамично расширять портфель технологий, используемых в собственных структурах. И в итоге крупные телеоператоры выходят за границы оказания лишь телекоммуникационных услуг и занимают значительные доли рынка и в других сегментах.