Экологические проблемы в России

На сегодняшний день в России в целом наблюдаются те же экологические проблемы, что и в других странах мира: загрязнение воздуха, воды и почв, проблема отходов, сокращение лесного покрова и изменение климата.

Экологическая безопасность в России: регулирование

Правовое регулирование экологической безопасности России устанавливается, прежде всего, Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. В соответствии со статьей 42 Конституции РФ все граждане Российской Федерации имеют право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Данные права занимают центральное место в системе экологических прав граждан. Можно сказать, что эти права являются правами граждан в узком смысле слова.

Ответственность за экологический вред

В соответствии с принципом ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения. За 2020 год в России было выявлено порядка 282 тыс. нарушений в сфере охраны природы.

За 2020 год за нарушения в области охраны природы были наказаны порядка 57,3 тыс. предприятий и физических лиц, что на 2 000 меньше, чем годом ранее, когда было привлечено к ответственности 59 288 лиц.

В 2020 году за совершение экологических преступлений осуждены 5 299 тыс. лиц (ст.246 – 262 Гл.26 «Экологические преступления» УК РФ). Из них 2,5 тыс., или 47%, осуждены за незаконную рубку лесных насаждений (ст. 260 УК РФ), а 2,2 тыс., или 42% - за незаконную добычу водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ).

Государственная политика в сфере экологии

Экологическая безопасность является приоритетом государственной политики Российской Федерации. Существует два важнейших документа в этой сфере:

  • Первый – это «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», где прописано, что для достижения целей экологической безопасности необходимы совершенствование именно нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды, формирование эффективной системы управления в этой области и создание экономических механизмов, способствующих обеспечению как раз экологической безопасности.
  • И второй ключевой документ – это «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года».

Глобальный экологический тренд: достижение углеродной нейтральности

В последние годы Россия идет по пути принятия таких нормативно-правовых актов, которые вписываются в глобальный тренд декарбонизации.

Разумным ответом на политику ЕС по внедрению трансграничного углеродного налога на государственном уровне, по мнению ряда экспертов, может стать скорейшее принятие в России национального углеродного регулирования с введением на каком-то этапе платы за углерод с перспективой международной договоренности о глобально скоординированной цене за углерод. Одним из важных шагов в этом направлении могло бы стать введение в стране внутренних ограничений на выбросы СО2 в виде налога или рынка, а также выстраивание прозрачной системы для их учета с использованием цифровых инструментов.
Глобальная конвергенция систем регулирования выбросов CO₂ обеспечит дополнительные преимущества в виде климатических инвестиций и трансфера технологий, минимизирует недобросовестную конкуренцию.




Вас проконсультирует
Олег Пахомов
Директор практики Управленческого консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты