Автомобильная промышленность в кризис: обзор российского рынка от экспертов Группы
22 апреля 2022
Статистика по мировому авторынку 2021
За 2021 год мировой авторынок вырос на 4,6%: количество новых машин увеличилось до 81,31 млн. Такой прирост случился, прежде всего, из-за низких стартовых показателей в первом и втором кварталах.Несмотря на такой процентный рост в первую половину года, достичь показателей доковидного периода не удалось. В том числе нехватка полупроводников не дает рынку полностью восстановиться. При этом дефицит возник еще до пандемии коронавирусной инфекции, но впоследствии ситуация осложнилась.
Самым востребованным брендом и крупнейшим автопроизводителем в мире остается Toyota. На втором месте и по производству, и по продажам находится Volkswagen AG, несмотря на то что концерн столкнулся с дефицитом полупроводников и сдал на 4,5%.
Пятерку крупнейших рынков для премиум-автомобилей возглавил Китай с объемом продаж в 2,79 млн. Далее идет США (1,89 млн), Германия (0,72 млн), Великобритания (0,43 млн) и Южная Корея (0,34 млн).
В сегменте премиум-автомобилей BMW смог вернуть себе лидерство впервые с 2016 года, продав 2,03 млн машин. Это единственный премиум-бренд, который увеличил количество продаж. Остальные марки лишь потеряли в спросе: Mercedes просел на 11%, Audi — на 2% и Lexus — на 16%.
Самой продаваемой машиной в мире стала Toyota Corolla (985 тыс.). Впервые в ТОП-10 мировых бестселлеров вошли электромобили — Tesla Model 3 и китайский Wuling Mini EV. В 2021 году спрос на батарейные машины увеличился в два раза: по всему миру было продано 6,6 млн автомобилей, причем половина из них (3,4 млн) – в Китае. Доля электромобилей на рынке составила 8,6%.
Ключевые показатели российского рынка в 2021 году
Производство транспортных средств за 2021 год выросло на 10% и превысило отметку в 1,5 млн единиц.В 2021 году рынок вырос на 4,3% по сравнению с 2020 годом. В первое полугодие рост составил 37% из-за низких стартовых показателей, а уже во вторую половину года наблюдалось падение: в октябре продажи уменьшились на 18%, а в ноябре и декабре — на 20%. С июля по декабрь было реализовано 796 тыс. автомобилей.
Лидером по продажам в 2021 остается отечественный бренд Lada, доля которого на российском рынке составляет чуть больше 1/5 – 21%, что на 2,1% больше, чем в прошлом году. Также остаются востребованными среди россиян корейские марки Kia (205 801) и Hyundai (167 331), которые показали рост в 2021 году – на 2% и 2,5% соответственно. Наибольший рост продемонстрировала марка «ГАЗ», которая производит коммерческие автомобили – +10,4%.
Рейтинг самых популярных моделей также возглавляет Lada. Самой востребованной иномаркой стала Kia Rio. В 2021 году российский рынок легковых автомобилей был представлен 270 моделями. И больше половины из них (153 модели) – внедорожники и кроссоверы.
В январе 2022 года впервые за последние 4 года в России количество автодилеров прекратило снижаться. За первые 15 дней января рост составил 0,3%. На тот момент в России находилось 3220 официальных дилерских центров. Положительную динамику, наметившуюся в начале 2022 года, можно связать с созданием дилерской сети китайской марки EXEED в России.
Всего по состоянию на январь 2022 в России насчитывалось 732 автодилера китайских брендов. То есть китайские сети заняли 22,5% от общего числа дилеров.
Ситуация после 24 февраля 2022: как повлияли санкции на авторынок
В 2022 и 2023 годах ожидается сокращение мирового производства легковых машин из-за экономических проблем, связанных с ухудшением геополитической ситуации. Количество автомобилей может уменьшиться на 2,6-4 млн.Из-за санкций рвутся цепочки поставок, что ведет к сокращению или остановке производства многих брендов. Кроме того, следует ожидать роста цен на энергоносители и сырье. К примеру, возможно нарушение логистики по поставкам палладия, 40% которого экспортируется из России.
Недопроизводство машин скажется на отложенном спросе: хотя неудовлетворенную покупательскую способность, которая на начало 2022 года составляла 12% (нехватка 10 млн машин), к середине марта удалось сократить на треть.
Перспективы развития российской автомобильной промышленности
Скорее всего, в 2022 году Китай займет еще большую долю российского авторынка. Обострившаяся геополитическая ситуация может также способствовать увеличению доли китайских автомобилей на российском рынке, которая и так росла последние годы. Соответственно, и количество дилер-центров китайских брендов может возрасти.Эксперты предполагают, что российский автопром и авторынок могут пойти по иранскому пути. В отношении Ирана были введены массовые санкции в 2012 году: объем иранского авторынка 2011 года (1,59 млн машин) сопоставим с объемом российского рынка накануне санкций (1,54 млн в 2021 году); оба государства в экономическом плане сильно зависят от нефти, а также и Россия, и Иран стремятся создать масштабный собственный автопром. Если Россия все-таки повторит путь Ирана, тогда в следующем году (2023) стоит ждать уменьшение рынка примерно в два раза по сравнению с показателями 2021 года.
Также есть основания предполагать, что рынок за этот год может потерять в объеме 50-70%.
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Вам может быть интересно
Другие новости компании
27 января 2023
На рассмотрение Госдумы вынесен законопроект, устанавливающий новые повышенные штрафы для работодателей за нарушение правил ведения воинского учета – они могут вырасти более чем в 3 раза. О возможном нововведении – в консультации специалистов практики Кадрового консалтинга.
25 января 2023
Эксперты Группы представляют мониторинг законодательных нововведений в РФ за период с 01 по 25 января 2023 года.
23 января 2023
Специалисты Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» провели комплексную экспертизу складского учета и внедрили изменения в систему внутреннего контроля российской добывающей компании.