Аналитики Группы представляют обзор перспектив развития российского рынка упаковки в условиях санкций
Мировая упаковочная отрасль
В современном мире большинство упаковочных материалов для пищевой промышленности производится из не возобновляемых ресурсов, как правило, из полимеров класса полиолефинов: полиэтилена, полипропилена и их сополимеров. Полимерная упаковка, как гибкая, так и жесткая, занимает значительную долю в структуре рынка как за рубежом, так, и в России.
На мировом рынке более 60% гибкой тары приходится на пищевую промышленность. Эксперты прогнозируют, что глобальный рынок гибкой упаковки превысит 250 млрд долл. к 2024 году. Согласно данным опроса американской Ассоциации гибкой упаковки, 83% брендов в настоящее время используют ту или иную гибкую упаковку. Кроме того, 26% брендов увеличили внедрение гибкой упаковки за последние пять лет, в то время как 31% намерены сделать это в ближайшее время.
Состояние и виды упаковки молочной продукции в России
Состояние упаковочной отрасли в России пока отличается от общемирового. Безусловно, достижением можно считать практически полное импортозамещение упаковки в непищевом секторе. Прослеживается четкий тренд на экологичность упаковки, но с более медленной динамикой. Общая доля использования полиэтилентерефталата в производстве упаковки в России находится на критически высоком уровне – до 80%.
На сегодняшний день на рынке производителей продуктов питания уже намечается тенденция к переходу на использование в упаковке мономатериалов. Выделяются следующие основные проблемы, сдерживающие развитие российского рынка упаковки в этом направлении:
- отсутствие системы стимулирования производителей в переходе на более простую упаковку (состав упаковки не регламентируется);
- отсутствие дифференцированного экологического сбора в зависимости от сложности переработки разных типов упаковки);
- невозможность найти на рынке упаковку лучшего состава и с нужными барьерными свойствами, но доступную по цене.
- Эксперты однозначно прогнозируют дальнейшее увеличение рынка полимерной упаковки, а также рост спроса на прозрачную упаковку и упаковку определенного размера, включая:
- рост доли малой тары и бутылок (менее 500 мл) в общем объеме потребления полимерной упаковки;
- рост спроса на бутылки из ПЭТ и ПЭВП в сегменте молочной и кисломолочной продукции.
Уход зарубежных поставщиков упаковки молочной продукции
По итогам 2021 года на российском рынке работало всего 5 конкурентов. Это объясняется высоким порогом входа - инвестиции в открытие аналогичного производства составляют более 1 млрд рублей при длительном сроке окупаемости (около 10 лет) Именно поэтому конкуренция на рынке будет сосредоточена только среди существующих компаний. Молочная отрасль сохраняет свою инвестиционную привлекательность, так как получает льготы и господдержку, в том числе, ориентированную на развитие экспорта.
По данным Минпромторга, в августе 2022 года российский рынок обеспечен нужным количеством упаковки для производства молочной продукции, дефицита не ожидается. Сегодня наблюдается профицит производственных мощностей и сырья. Согласно оценкам Минпромторга, в части бумажной упаковки Россия полностью обеспечивает потребности как пищевым картоном и оберточной бумагой, так и гофроупаковкой.
Мощности по ламинированному картону Tetra Рak в России обеспечиваются за счет Светогорского ЦБК.
Аналоги упаковки Tetra Pak производят компании ЗАО «Ламбумиз» и ООО «Роспак», совместная доля на рынке которых составляет порядка 35%. Однако, производители отмечают проблему дефицита иностранного отбеливателя, в силу чего картон будет серым (или бурым), но на качестве продукции это никаким образом не скажется.
Однако, сегодня объективно есть проблемы с импортными красками для упаковочной продукции. В частности, импорт красок и лаков для упаковки молочной продукции из стран Евросоюза до момента санкций составлял более 2,5 тысяч тонн в год. Основными поставщиками красок были Нидерланды, Германия и Швеция. Самым крупным игроком импортного рынка лаков и красок по поставкам в Россию являлся Flint Group (около 1,7 тысяч тонн). Сегодня производители картонной упаковки продолжают поиск альтернативных поставщиков красок. С учетом того, что в России нет производств многих красок (UF-краски для офсетной печати), производители налаживают сотрудничество с зарубежными странами, прежде всего, Индией, Кореей, Турцией, Ираном и Китаем. При этом тестирование импортных красок занимает длительный период.
Вам может быть интересно
Другие новости компании
20 сентября на бесплатном вебинаре Ольга Косинова, Руководитель практики Кадрового консалтинга Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», подробно рассмотрела практику ведения воинского учета и рассказала, как при этом минимизировать риски привлечения к ответственности.
Рейтинговое агентство RAEX опубликовало ежегодный рейтинг делового потенциала оценочных компаний по итогам 2022 года. Группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» упрочила свои позиции, войдя в ТОП-25 рэнкинга.
Эксперты Группы представляют мониторинг законодательных нововведений в РФ за период с 04 по 11 сентября 2023 года.