Мировая упаковочная отрасль

В современном мире большинство упаковочных материалов для пищевой промышленности производится из не возобновляемых ресурсов, как правило, из полимеров класса полиолефинов: полиэтилена, полипропилена и их сополимеров. Полимерная упаковка, как гибкая, так и жесткая, занимает значительную долю в структуре рынка как за рубежом, так, и в России.

На мировом рынке более 60% гибкой тары приходится на пищевую промышленность. Эксперты прогнозируют, что глобальный рынок гибкой упаковки превысит 250 млрд долл. к 2024 году. Согласно данным опроса американской Ассоциации гибкой упаковки, 83% брендов в настоящее время используют ту или иную гибкую упаковку. Кроме того, 26% брендов увеличили внедрение гибкой упаковки за последние пять лет, в то время как 31% намерены сделать это в ближайшее время.
Состояние и виды упаковки молочной продукции в России
Состояние упаковочной отрасли в России пока отличается от общемирового. Безусловно, достижением можно считать практически полное импортозамещение упаковки в непищевом секторе. Прослеживается четкий тренд на экологичность упаковки, но с более медленной динамикой. Общая доля использования полиэтилентерефталата в производстве упаковки в России находится на критически высоком уровне – до 80%.

На сегодняшний день на рынке производителей продуктов питания уже намечается тенденция к переходу на использование в упаковке мономатериалов. Выделяются следующие основные проблемы, сдерживающие развитие российского рынка упаковки в этом направлении:

  • отсутствие системы стимулирования производителей в переходе на более простую упаковку (состав упаковки не регламентируется);
  • отсутствие дифференцированного экологического сбора в зависимости от сложности переработки разных типов упаковки);
  • невозможность найти на рынке упаковку лучшего состава и с нужными барьерными свойствами, но доступную по цене.
  • Эксперты однозначно прогнозируют дальнейшее увеличение рынка полимерной упаковки, а также рост спроса на прозрачную упаковку и упаковку определенного размера, включая:
  • рост доли малой тары и бутылок (менее 500 мл) в общем объеме потребления полимерной упаковки;
  • рост спроса на бутылки из ПЭТ и ПЭВП в сегменте молочной и кисломолочной продукции.

Уход зарубежных поставщиков упаковки молочной продукции
По итогам 2021 года на российском рынке работало всего 5 конкурентов. Это объясняется высоким порогом входа - инвестиции в открытие аналогичного производства составляют более 1 млрд рублей при длительном сроке окупаемости (около 10 лет) Именно поэтому конкуренция на рынке будет сосредоточена только среди существующих компаний. Молочная отрасль сохраняет свою инвестиционную привлекательность, так как получает льготы и господдержку, в том числе, ориентированную на развитие экспорта.

По данным Минпромторга, в августе 2022 года российский рынок обеспечен нужным количеством упаковки для производства молочной продукции, дефицита не ожидается. Сегодня наблюдается профицит производственных мощностей и сырья. Согласно оценкам Минпромторга, в части бумажной упаковки Россия полностью обеспечивает потребности как пищевым картоном и оберточной бумагой, так и гофроупаковкой.
Мощности по ламинированному картону Tetra Рak в России обеспечиваются за счет Светогорского ЦБК.

Аналоги упаковки Tetra Pak производят компании ЗАО «Ламбумиз» и ООО «Роспак», совместная доля на рынке которых составляет порядка 35%. Однако, производители отмечают проблему дефицита иностранного отбеливателя, в силу чего картон будет серым (или бурым), но на качестве продукции это никаким образом не скажется.

Однако, сегодня объективно есть проблемы с импортными красками для упаковочной продукции. В частности, импорт красок и лаков для упаковки молочной продукции из стран Евросоюза до момента санкций составлял более 2,5 тысяч тонн в год. Основными поставщиками красок были Нидерланды, Германия и Швеция. Самым крупным игроком импортного рынка лаков и красок по поставкам в Россию являлся Flint Group (около 1,7 тысяч тонн). Сегодня производители картонной упаковки продолжают поиск альтернативных поставщиков красок. С учетом того, что в России нет производств многих красок (UF-краски для офсетной печати), производители налаживают сотрудничество с зарубежными странами, прежде всего, Индией, Кореей, Турцией, Ираном и Китаем. При этом тестирование импортных красок занимает длительный период.




Вас проконсультирует
Олег Пахомов
Директор практики Управленческого консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты