Обзор рынка коммерческих медицинских услуг в России
Пандемия в 2020 году оказала влияние на все сектора экономики как в мире, так и в России, не обойдя вниманием и рынок коммерческой медицины. Согласно статистическим данным, на конец 2020 года рынок коммерческой медицины вернулся по объемам к уровню 2012 года и составил порядка 738-740 млрд руб. в системе здравоохранения РФ. Темп прироста показал отрицательную динамику, сократившись на 14% по отношению к предыдущему году.
Легальный и теневой сектор рынка платной медицины
В структуре рынка платных медицинских услуг около 70% занимает легальный сектор рынка. Он стабильно растет, однако продемонстрировал слабый прирост в 2020 году, что можно объяснить глубиной падения всего рынка во время острой фазы пандемии. Так, рынок коммерческой медицины становится все более прозрачным, однако 17% остается в «тени».
Крупнейшие игроки рынка коммерческой медицины
Основными сетевыми игроками на рынке коммерческой медицины в России, по данным за 2019 год, являются:
-
Медси – годовая выручка составила 22,32 млрд руб.;
-
ЕМС – 16,4 млрд руб.;
-
Мать и дитя – 16,16 млрд руб.;
-
СМ Клиника – 10,48 млрд руб.;
-
МедИнвестГрупп (МИГ) – 7,7 млрд руб.;
-
Медицинский институт им. Березина Сергея (МИБС) – 4,94 млрд руб.;
-
«Ава-Петер» и «Скандинавия» - 4,94 млрд руб.;
-
Медицина – 4,94 млрд руб.;
-
Национальная медицинская сеть («ПроМедицина», «Диалайн», «Здоровье 365» и «Евромед») – 4,32 млрд руб.;
-
Будь здоров – 4,31 млрд руб.
По данным Forbes, за 2019 год общая выручка 20-ти крупнейших частных медицинских компаний составила более 124 млрд руб., что на 16,2% превышает показатель предыдущего года.
COVID-19 и частные клиники
Для того чтобы сдержать падение показателя EBITDA в период самоизоляции, клиники пытались оптимизировать фонд оплаты труда и зарабатывать на актуальных направлениях, среди которых, в частности:
-
ПЦР-диагностика новой коронавирусной инфекции и диагностика на антитела;
-
компьютерная томография;
-
обслуживание на дому;
-
оказание плановой медпомощи пациентам;
-
лечение пациентов с COVID-19 в условиях круглосуточного стационара.
Новые направления и тенденции развития рынка коммерческих медицинских услуг
По оценкам аналитиков Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», рынок коммерческих медицинских услуг в России стабильно развивается. Дальнейший рост будет происходить за счет существенных инвестиций в открытие новых медцентров, расширение существующих клиник, а также слияния мелких игроков с более крупными. Процесс консолидации начался еще до пандемии в 2019 году и будет лишь усилен ее последствиями.
Среди ключевых тенденций отрасли можно отметить:
-
цифровизацию, увеличение объема цифровых технологий, повышение значимости сервиса;
-
персонализацию, который сейчас приходит во все сферы потребления;
-
увеличение спроса на геронтологию, услуги по уходу на дому;
-
объединение медицинских и лайфстайл-продуктов;
-
появление новых провайдеров, ранее не работавших в системе здравоохранения, медицинские услуги можно будет получать в аптеках, торговых центрах, аэропортах;
-
появление новых игроков на рынке, у которых есть большие данные о поведении и привычках потребителей;
-
создание новых медицинских центров за счет перепрофилирования существующих объектов (например, торговых центров);
-
расширение функций крупных компаний-работодателей до предоставления медицинских услуг, включая открытие медцентров для сотрудников в качестве долгосрочной инвестиции в качество человеческого капитала.