Критерии есть как понятные и логичные, так и совершенно неожиданные, непрозрачные, без возможности алгоритмизации. ЦБ будет раздавать уровни риска в автоматизированном режиме - при таких размытых критериях не исключены неприятные сюрпризы.
С 1 июля вступил в силу закон 423-ФЗ, принятый в прошлом году – всем клиентам финансовых организаций (фирмам и ИП) присвоят оценки риска проведения подозрительных операций. ЦБ будет вести единую базу – платформу «Знай своего клиента», а присваивать степень риска каждому из клиентов должны будут как банки, так и ЦБ. Предполагается три группы риска (низкий, средний и высокий).
В этой связи ЦБ разработал критерии, по которым он сам будет оценивать риск каждого клиента (решение от 24 июня 2022 года). Критериев очень много, и как будут работать некоторые из них – не очень понятно, ведь алгоритма решение ЦБ не содержит.
Без вопросов
При этом многие критерии вполне понятны:
- наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений
- отсутствие фирмы по юрадресу
- наличие других юрлиц по адресу фирмы
- взаимодействие с контрагентами, уже отнесенными к высокой степени риска
- аффилированность с подозрительными лицами
- негативная информация об участниках – присутствие в реестре дисквалифицированных лиц, например
- перевод импортных контрактов в другой банк и неисполнение нерезидентами обязательств
- банкротство
- стадия ликвидации
- транзитные операции (почти не оставляющие остатка на счете)
- запрет ИП заниматься бизнесом
- соотношение объемов импортируемых товаров суммам средств, переводимых за границу.
Еще можно выделить критерии, относящиеся к «стадному инстинкту» – как оценили другие, так оценим и мы, что, в принципе, тоже понятно и прогнозируемо:
- наличие госконтрактов (видимо, со знаком «плюс»)
- наличие проверок со стороны госорганов (со знаком «минус» – с учетом, что проверки теперь также по риск-ориентированному принципу)
- оперативно-розыскные, следственные действия в отношении руководства фирмы, ИП.
Где могут поджидать сюрпризы
Есть масса критериев, которые должны иметь какой-то количественный ценз, но его в решении ЦБ не указано:
- показатели бухотчетности: выручка, прибыль, убыток, НМА, ОС, запасы, дебиторка, кредиторка (например, при каком соотношении кредиторки с другими показателями риск повышается? – этого пока не известно)
- общий размер кредитов (опять же – сколько можно взять, чтобы не нарваться? Ведь само по себе активное кредитование не должно априори трактоваться со знаком минус, ведь это может быть под развитие)
- налоговая нагрузка (сколько надо отдавать, чтобы не вызвать подозрений?)
- доля переводов на счета, с которых потом деньги снимаются наличкой – на счета физлиц, например (сколько позволено? ведь зарплата и дивиденды – это тоже такие переводы).
Некоторые критерии неожиданны, потому что обычно бизнес не видит ничего плохого в несоответствии/соответствии им:
- наличие в ЕГРЮЛ лишних ОКВЭДов (точнее, количество кодов из разных групп. Во-первых, туда раньше кидали все подряд, и это было обычной практикой, а во-вторых – а сколько теперь можно, чтобы не «попасть»?)
- несоответствие реального вида деятельности заявленным в ЕГРЮЛ
- стадия реорганизации
- количество банковских счетов, наличие счетов, по которым нет операций.
Прочие сведения
Ряд сведений, которые указаны как критерии риска, по уму совершенно нейтральны:
- численность работников
- наличие лицензируемых видов деятельности.
И, наконец, есть какие-то совершенно непрозрачные критерии, например, соответствиие заключаемых договоров общепринятой рыночной практике.
Общие правила
Напомним, что при низкой степени риска банк будет не вправе отказать в заключении договора банковского счета даже при наличии каких-то подозрений в отношении дальнейших намерений такого клиента. Также банк не будет вправе расторгнуть договор с таким клиентом, даже если в течение года было два отказа в совершении операций.
Самым рискованным клиентам при возникновении у сотрудников банка подозрений в «отмывании» будут отказывать в проведении операций (в том числе, даже в зачислении денег на счет), в использовании электронных средств платежа, в снятии налички, в выдаче или переводе на другой счет остатка денег при закрытии счета.
Теперь ЦБ будет в ежедневном режиме получать от банков информацию об их клиентах, заносить все в свою базу, обрабатывать, получать некий результат об уровне риска клиентов и передавать это банкам. При этом законом установлено, что тот факт, что ЦБ отнес клиента к определенному уровню, не должно безусловно влиять на оценку со стороны банка.
Источник: Информационный портал Audit-it